Порядок взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне и волонтерских (добровольческих) организаций

1. Установить контакты с координаторами волонтерских (добровольческих) организаций (отрядов) действующих на обслуживаемой территории, получить списки их членов с указанием адресов и телефонов, определить уровень технической оснащенности, физической подготовки, наличие специальных возможностей связанных с профессиональной сферой деятельности добровольцев.
2. В ходе проводимых с координаторами указанных организаций (отрядов) и наиболее активными добровольцами встреч, определить примерный график обучающих занятий, тренировок. Тематика занятий может затрагивать вопросы правовых и организационных основ взаимодействия с полицией при осуществлении розыска, использования радиосвязи, ориентирования на местности и пользования картой.
2.1. Разъяснить координаторам волонтерских (добровольческих) организаций (отрядов), что оказание содействия в розыске лиц пропавших без вести может вестись только по трем направлениям:
- Распространение информации о без вести пропавшем (ей) в сети Интернет и СМИ (должно осуществляться исключительно в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»);
- Распространение информации о без вести пропавшем (ей) путем расклеивания листовок и ориентировок в населенных пунктах, и проведения опросов местных жителей (требования те же);
- Поиск на местности, методом прочесывания как в населенных пунктах (с целью обнаружения средств видеофиксации установленных на зданиях и сооружениях, а так же самих разыскиваемых), так и за их пределами (с целью обнаружения разыскиваемых).
2.2. К проведению занятий помимо сотрудников полиции целесообразно привлекать специалистов других ведомств, например сотрудники МЧС (занятия по осуществлению поисково-спасательных мероприятий в различных условиях), медицинские работники (занятия по оказанию первой помощи, проведению реанимационных мероприятий с пострадавшими), офицеры ВС, в т.ч. в отставке (занятия по ориентированию на местности и пользованию картой).
3. Осуществить проверку всех членов волонтерских (добровольческих) организаций (отрядов) по имеющимся оперативно-справочным учетам на наличие компрометирующих материалов, с целью недопущения лиц ранее судимых, потенциально склонных к совершению преступлений, к поисковым и иным мероприятиям по установлению лиц пропавших без вести.
В случае выявления лиц указанной категории среди членов организации (отряда), к каждому подходить избирательно, исходя из личностных качеств, вида и тяжести совершенного ранее преступления, возможной полезности в деятельности организации (отряда).
4. Обеспечить наличие в дежурных частях территориальных отделов МВД России на районном уровне списков членов волонтерской (добровольческой) организации (отряда) с указанием номеров телефонов, доступных для круглосуточной связи.
5. Членов волонтерской (добровольческой) организации (отряда) непосредственно, или через координатора необходимо ознакомить с требованиями действующего законодательства, затрагивающего деятельность добровольцев.
В частности, внимание добровольцев необходимо акцентировать на том, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать конституционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Доброволец должен знать, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ). Добровольцы должны осознавать:
- что недобросовестное использование фотографий, личных данных лиц, пропавших без вести и их родственников недопустимо. Так, отмечены случаи размещения в сети Интернет фотографий тел погибших детей, после завершения поисковых мероприятий;
- что осуществляя помощь в розыске лиц, пропавших без вести, они не становятся субъектами уголовного процесса, ОРД, детективной деятельности, следовательно не имеют права проводить следственные и оперативно-розыскные мероприятия.
Необходимо обращать внимание добровольцев на то, что в случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях.

Алгоритм взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне и волонтерских (добровольческих) организаций:

1. При получении информации о безвестном исчезновении человека, оперативный дежурный разъясняет заявителю возможность привлечения в случае необходимости добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, о чем делается отметка в типовом заявлении о розыске лица, пропавшего без вести. Здесь же фиксируется согласие, либо отказ заявителя.
Вместе с тем, заявителю может быть предоставлена контактная информация координатора добровольческого отряда, действующего на данной территории, для самостоятельного обращения. При этом согласовывается порядок обращения исходя из обстоятельств исчезновения и личности пропавшего.
2. Решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев принимает руководитель СОГ, в зависимости от обстоятельств исчезновения, а так же с учетом результатов проведения осмотра места последнего пребывания (проживания) пропавшего.
2.1. В случае возбуждения уголовного дела (ст.ст. 105, 126 УК РФ), решение о необходимости использования помощи добровольцев, а так же её направленности, принимается по согласованию со следователем, в зависимости от конкретной ситуации. В противном случае деятельность добровольцев может спровоцировать действия преступников по принятию дополнительных мер по сокрытию следов преступления, изменению местонахождения похищенного человека, совершению в его отношении преступления.
2.2. В случаях, когда предполагается некриминальный характер исчезновения (1), решение о привлечении добровольцев так же может быть принято сотрудником полиции, отвечающим за розыск.
Представляется целесообразным привлекать добровольцев к поисковым мероприятиям во всех случаях исчезновения лица при некриминальных, в том числе очевидных (2) обстоятельствах, либо в случаях когда на основе первоначальной информации, возможно предположить территорию его вероятного нахождения.
3. При принятии решения о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев, об этом незамедлительно информируется координатор волонтерской (добровольческой) организации (отряда).
4. По прибытии координатора в оперативный штаб (3), руководитель штаба или оперативный сотрудник, ответственный за розыск, незамедлительно организует краткий инструктаж, определяет первоначальный план работы добровольцев, их цели и задачи, обеспечивает необходимой информацией (исходя из целесообразности и в допустимых пределах), фотографиями разыскиваемого лица, знакомит с единой картой поиска, выдает ориентировки, снабжает иными материалами, которые необходимо распространить, дает конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, инструктирует о способах их выполнения.
4.1. Добровольцам запрещается поручать проведение следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий. Запрещается привлекать добровольцев к участию в мероприятиях заведомо связанных с риском для их жизни и здоровья. Запрещается знакомить добровольцев с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне и иной информацией ограниченного пользования.
4.2. В ходе проведения инструктажа, координатору и наиболее активным членам волонтерской (добровольческой) организации (отряда), необходимо разъяснить меры безопасности при осмотре местности, зданий, сооружений, чердаков, подвалов и т.д. Рекомендуется ознакомить указанных лиц с актом (ведомостью) знаний мер безопасности под роспись. В свою очередь, координатор должен с мерами безопасности при производстве поисковых мероприятий и осмотров, ознакомить членов организации (отряда), о чем так же необходимо сделать отметку в акте (ведомости).
5. Непосредственно деятельность добровольцев, участвующих в розыске, в соответствии с рекомендациями руководителя штаба, либо сотрудника полиции, отвечающего за розыск, организует координатор. Он ведет учет участвующих в поисковых мероприятиях добровольцев (по возможности с указанием паспортных данных, наличия автотранспорта, контактных телефонов, данных членов семьи или близких (на случай экстренной необходимости), данных о наличии специальных возможностей и снаряжения).
6. В случае возникновения в процессе работы добровольцев каких-либо трудностей, координатор сообщает о них руководителю штаба или сотруднику, отвечающему за розыск, и далее действует в соответствии с их рекомендациями.
Подобный подход является гарантией осуществления розыска в рамках единого тактического замысла, согласно плану розыска.
7. Устанавливается периодичность связи добровольцев со штабом, для корректировки, обновления данных и организации мероприятий, обмена информацией, контроля.
8. При принятии решения о необходимости привлечения к поисковым мероприятиям добровольцев, перед ними ставятся следующие задачи:
- поиск пропавшего лица или следов, указывающих на его возможное местонахождение либо на совершение в отношении лица преступления, на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения (для решения задачи рекомендуется обследовать территорию, прилегающую к месту исчезновения – чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал пропавший, место, где без вести пропавшего видели в последний раз, места, которые обычно посещал разыскиваемый; осмотреть контейнеры вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки мусора, пустыри, парки, участки лесонасаждений, заброшенные строения и другие места, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств).
При осуществлении поисковых мероприятий на больших участках местности (прочесывание лесных массивов, безлюдных мест, участков городской территории и т.д.) рекомендуется формировать отряды численностью 10-12 человек (если позволяет численность), находящихся в прямой видимости друг друга. В каждом отряде назначается старший, имеющий постоянную связь с координатором волонтерской (добровольческой) организации (отряда) и старшими других отрядов. Отряд, обнаруживший разыскиваемого, незамедлительно оповещает координатора и остальные отряды.
При обнаружении следов, указывающих на возможное местонахождение пропавшего лица, либо на совершение в его отношении преступления, добровольцы незамедлительно сообщают об обнаруженном, в штаб розыска.
В целях обеспечения возможности отработки обнаруженных следов служебно-розыскной собакой, необходимо ориентировать добровольцев на недопустимость изъятия, порчи следов, самовольного проведения каких-либо действий при их обнаружении.
- поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется выявлять видеокамеры, находящиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернет сети, проводить доверительные беседы среди людей, знакомых с разыскиваемым, а так же на территории его возможного появления. В ходе бесед следует выяснить, кто, в какое время и где видел разыскиваемого. При выявлении очевидцев, необходимо записать их данные и способ связи. Следует ориентировать добровольцев на недопустимость разглашения информации, ставшей им известной в ходе бесед).
- распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске, в местах предназначенных для размещения информации, распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей – в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта; размещения объявлений в СМИ и интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом), выставления авто-постов, оборудованных громкоговорителями у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и др. местах возможного появления разыскиваемого и т.д).

[1] К некриминальным причинам исчезновения относят те, которые обусловливаются объективными обстоятельствами, не зависящими от воли людей (возможное влияние сил природы), а также причины субъективного характера, когда лицо становится жертвой несчастного случая (возможное утопление, гибель в пожаре, потеря ориентации и т.д.)

[2] Если лицо пропало при очевидных обстоятельствах (стало жертвой несчастного случая, катастрофы природного или техногенного характера), что достоверно подтверждено показаниями очевидцев или соответствующими документами, но его тело не было обнаружено, розыскное дело не заводится; опознавательные карты выставляются в ИЦ с отметкой «без заведения РД». В таких случаях организуется проведение поисково-спасательных операций (привлекаются поисково-спасательные подразделения МЧС, водолазы, работники лесного и водного хозяйства и др.).

[3] В целях координации проводимых добровольцами мероприятий по поиску конкретного лица пропавшего без вести, во временный оперативный штаб по розыску, создаваемый с целью управления привлекаемыми для розыска силами и средствами взаимодействующих подразделений, целесообразно включать координатора отряда добровольцев.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России