Глава 16 Органы внутренних дел края в шестидесятые годы XX века

Начало шестидесятых ознаменовалось очередными изменениями в МВД. В январе 1960 г. руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым принимает решение о ликвидации МВД СССР и передаче его функций министерствам союзных республик. Объяснялось это стремлением сократить расходы на государственный аппарат и тенденцией увеличения полномочий союзных республик. Подразумевалась также постепенная ликвидация части ОВД и передача их функций общественным организациям. Соответствующее Постановление Совета министров об упразднении МВД СССР было принято 13 января 1960 г. В тот же день оно было оформлено Указом Президиума Верховного Совета СССР. 13 января 1960 г. было принято и Постановление «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР».1

Процесс ликвидации МВД СССР и передачи его функций в другие органы занял около 3 месяцев. Уже 19 апреля 1960 г. Президиум Совета министров СССР постановил «считать деятельность МВД СССР с 1 мая 1960 г. прекращенной». Таким образом, 30 апреля 1960 г, являлся последним днем существования союзного ведомства. Была изменена единая общесоюзная система органов внутренних дел. Отныне руководство органами внутренних дел должно было осуществляться министерствами союзных республик. Вся деятельность по охране правопорядка в России сосредоточилась в МВД РСФСР. Как показала дальнейшая история, это привело к усложнению координации работы республиканских органов, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании ряда вопросов охраны общественного порядка, в определении структуры и штатов милиции. Ликвидация МВД СССР сопровождалась существенным изменением компетенции органов внутренних дел, сужением их функций и упрощением структуры.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1962г. МВД РСФСР было преобразовано в Министерство охраны общественного порядка РСФСР (МООП РСФСР). Аналогичные решения были приняты и в других союзных и автономных республиках. Из наиболее значимых структурных изменений центрального аппарата МООП РСФСР, произошедших за время существования министерства, отметим создание Следственного отдела (в связи с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка») и Отдела ГАИ ГУМ.2

После смерти И.В.Сталина на протяжении нескольких лет наблюдается процесс последовательного ослабления милиции. Обусловлено это тем, что в ходе кампании по развенчанию культа личности наиболее вопиющие нарушения прав личности связывались с деятельностью НКВД-МВД и объяснялись, среди прочего, тем, что эти органы были выведены из-под непосредственного партийного, государственного и общественного контроля. В связи с этим возникла идея постепенного свертывания функций органов охраны правопорядка и передачи части их отдельным общественным формированиям («опора на общественность»). В результате значительно уменьшилась штатная численность милиции, сократилось финансирование по всем направлениям, включая оперативно-розыскную деятельность.

Развитию милиции в начале 60-х гг. трудно дать однозначную оценку. Процессы, связанные с избавлением от чрезмерной централизации, оторванности от местных органов власти, объективно способствовали совершенствованию ее структуры и деятельности. В то же время нововведения руководства страны в первую очередь были направлены на обеспечение правопорядка, функционирование милиции.

Большое значение имело обновление правовой основы деятельности милиции. В феврале 1962 г. был принят Указ Президиума Верховного совета Союза ССР «Об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции». В августе 1962 г. было утверждено Положение о милиции, в котором четко определялись ее задачи, права и обязанности. В сентябре этого же года Указом верховного Совета СССР был официально восстановлен праздник День милиции, который и сегодня отмечается 10 ноября. С 1962 г. в милиции вводится торжественное принятие присяги, учреждаются для республиканских, областных и крупных городских гарнизонов милиции Красные знамена.3 Все это, несомненно, оказывало влияние на подъем престижа работников органов внутренних дел.

После принятия Основ судоустройства и судопроизводства СССР и республик, проведения кодификации законодательства (конец 1950-х - начало 60-х г.г.) какое-то время милиция выступала в сфере предварительного расследования преступлений лишь в качестве органа дознания. Это привело к резкому увеличению нагрузки следователей прокуратуры. По инициативе Юридической комиссии при Совете министров СССР, Верховного суда СССР и Прокуратуры СССР весной 1963 г. было принято решение «О предоставлении права производства предварительного следствия органам МООП союзных республик».

Решением Исполкома Ставропольского Краевого (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 269 от 12 июня 1963 г., подписанным председателем К.Дахно и секретарем исполкома М.Лешовым, была образована Коллегия Управления охраны общественного порядка исполнительного комитета Краевого (промышленного) Совета депутатов трудящихся и утверждено Положение об этой Коллегии. Следует пояснить, что Советы и комитеты партии в тот период, в порядке очередной реформы

были разделены на сельскохозяйственные и промышленные.4

Несмотря на произошедшие изменения в обществе и государстве, принятия нового Положения, Коллегия и сегодня является основным звеном в принятии решений по вопросам основной деятельности ГУВД Ставропольского края.

В первый состав милицейской коллегии вошли:

- председатель - начальник УООП В.А.Шашкин- комиссар милиции 3-го ранга, курирующий вопросы общего руководства работой Управления и руководство отделами:

Отдел уголовного розыска

Научно-технический отдел

Отделение оперативной техники и связи

Первый спецотдел

Вторая спецгруппа

Военно-мобилизационная группа

Финансовый отдел

Секретариат

Дислоцированные в крае войска МООП;

- заместитель начальника УООП Б.К.Елисов, полковник милиции, (впоследствии зам.министра МВД СССР), курирующий работу отделов:

Организационно - методический отдел

Отдел наружной службы милиции

Паспортный отдел

Отдел госавтоинспекции

Отдел сторожевой охраны

Ставропольский горотдел милиции;

- заместитель начальника УООП В.И.Цветков, подполковник, отвечающий за работу отделов:

Отдел мест заключения

Отдел пожарной охраны

Группа детских колоний

Хозяйственный отдел

Отдел капитального строительства;

- заместитель по кадрам Н.Ф.Варава, полковник, в ведении которого находились следующие службы и отделы:

Отдел кадров

Редакция газеты «На страже»

Учебный пункт в городе Ставрополе.

В состав коллегии также вошли начальники отделов Управления Н.Г. Подденежный, П.Г. Остриков, П.К. Кортунов, Н.П. Мамичев, начальник УООП КЧР А.Ф.Баранов.5

На первом, организационном, заседании коллегии были рассмотрены вопросы о плане работы Управления на 3-й квартал 1963 г., о состоянии и мерах по улучшению работы участковых уполномоченных, о распределении обязанностей в руководстве Управления.

Произошли изменения в материально-техническом оснащении  милиции. В 1963 г. были установлены первые телефонные станции АТС ВРС 20 в Пятигорском и Минераловодском отделах милиции, а также абонентский телеграфный аппарат в Пятигорском отделе.6

Кадровые изменения, произошедшие в ставропольской милиции в 1960-х гг., осуществлялись в соответствии с общей политикой государства и руководства края. В связи с курсом правительства на усиление борьбы с преступностью численность сотрудников ОВД края с 1963 г. по 1995г. увеличилась с 2947 человек до 11448, достигнув к 1997 г. более 15 тыс. сотрудников. Ежегодное увеличение штатов составляло примерно 500 единиц, что было пропорционально, как росту численности населения края, так и новым задачам, ставившимся перед милицией руководством края.

Однако уровень специального юридического образования сотрудников был невысок. Так, в 1963 г. количество сотрудников с высшим юридическим образованием в ОВД края составило всего 8,6 %. В период 1970-х до середины 80-х гг. уровень юридического образования относительно вырос и 1991 г. составил 21,2 %, а к 1995 г. уже 23,2 %. Характерно, что сотрудники с высшим юридическим образованием работали в основном на руководящих должностях в УВД края, в райотделах их число колебалось от 2 до 12 %. В период 1960 - 80-х гг. общее число сотрудников органов внутренних дел края с высшим и средним специальным неюридическим образованием составляло 60 - 80 %.7

Подводя итоги кадровой работы за 1963 г. и определяя задачи на новый период по подбору, расстановке и воспитанию кадров, заместитель начальника УООП по кадрам полковник Варава Н.Ф. в своем докладе на Коллегии УООП края отмечал, что за год было подобрано и оформлено на должности начсостава 176 человек, из них 98 членов КПСС и 52 комсомольца (134 из них прибыли по направлениям партийных, советских и комсомольских организаций), значительно сокращен некомплект работников милиции, который к 1 января 1964 г. составил всего 1,3%.

Значительно улучшился и качественный состав кадров. Если на 1 января 1963 г. начальствующий состав состоял из 77,7% лиц с образованием не ниже среднего, то на I января 1964 г. этот процент возрос до 84,3%. В 1963 г. в высших учебных заведениях обучалось 169 человек, окончило ВУЗы – 22 человека, 70 человек проходило обучение в средних специальных учебных заведениях, окончило средние специальные учебные заведения - 10 человек, 56 человек окончили среднюю общеобразовательную школу.8

Несмотря на это в подразделениях УОП края имелся значительный некомплект (3,7 % в 1963 г.). Особенно неблагополучное было положение в следственных аппаратах и военизированных частях пожарной охраны. Не укомплектованы были должности рядового и сержантского состава милиции, была большая текучесть кадров, особенно рядового состава. Имел место качественный некомплект. Из 133 участковых уполномоченных, не имеющих среднего образования, обучение проходило всего 28 человек. Одна из причин существующего положения, была в резком сокращении ассигнований на оперативно-разыскную и другие службы милиции, начавшееся еще в середине 1950-х гг. Уменьшение расходов осуществлялось в рамках начавшегося разрушения системы органов внутренних дел под утопическим предлогом грядущего торжества коммунизма с его неминуемым искоренением преступности и, следовательно, отмиранием правоохранительных органов государства. Упреждая реальное время, власти приступили к сокращению государственных подразделений правопорядка. Только в 1956 г. в стране было уволено со службы почти 14000 сотрудников органов внутренних дел, в 1958г. - еще 25000 чел.

Статистика, казалось, подтверждала теоретические выкладки идеологов страны. К примеру, по данным о состоянии борьбы с преступностью, по линии уголовного розыска в г. Пятигорске на I ноября 1963 г. приводятся действительно поразительные, с позиций нашего времени факты - за 10 месяцев 1963 г. из 210 зарегистрированных преступлений раскрыто 193 (91,9 %), в то время как за весь 1962 г. зарегистрировано только 221 преступление. Главным образом, рост преступности, более чем в 2 раза, произошел за счет краж государственного и общественного имущества, в том числе из баз, складов и магазинов. Было совершено 6 краж, против 3 за весь 1962 г. И, хотя говорится, что число краж личного имущества граждан возросло на 17%, далее приводятся данные в абсолютных цифрах: за 10 месяцев 1963 г. было 17, а за весь 1962г. -13 краж. Мошенничеств за 10 месяцев 1963 г. было совершено -11, а грабежей и разбоев за весь 1962 г. – 13.5 Любой сотрудник уголовного розыска, читающий эти строки, наверное вздохнет «Нам бы их заботы!». Что ж, у каждого времени были свои заботы и свои показатели. Относительная экономическая стабилизация в стране. Рост культуры и образования, улучшение благосостояния народа, ужесточение мер по отношению к преступникам в определенной мере позволили снизить уровень преступности в стране.

Однако забот хватало и тогда. Из протокола заседания Коллегии УООП Ставропольского (промышленного) Крайисполкома от 4 мая 1964 г., проходившей под председательством Шашкина, в присутствии приглашенных, в том числе секретаря парткома УООП М.Н.Запорожец, мы узнаем о серьезнейшем происшествии, вначале квалифицированном как групповое хулиганство, а, по существу, массовыми беспорядками, произошедшими в г.Ставрополе 18 апреля 1964 г. 10

Обострение социальных проблем, в ходе проведения реформ Н.С.Хрущева, противоречивость и непоследовательность его как государственного деятеля, вызвало рост социальной нестабильности в стране. Как показывают новейшие исследования, период со второй половины 1950 до середины 1960 гг. был одним из самых неспокойных в социальном плане. В это время по стране прокатилось множество массовых выступлений, в которых принимали участия рабочие, служащие Советской Армии, студенты. Так, крупное выступление, подавленное военной силой, произошло в 1959 г. в Темир-Тау. Его причиной стали перегибы и недостатки целинной кампании, когда людей заставляли работать, не создавая для них элементарных рабочих и бытовых условий. Не остался в стороне и Юг России. В 1961 г. прошли выступление в гг. Краснодаре, Муроме и Александрове. В 1961 г. и 1963 г. массовые выступления имели место в г. Кривой Рог под Днепропетровском. Настоящей драмой стали новочеркасские события, сведений о которых не было в официальных средствах массовой информации, что порождало еще больше слухов. Причины, породившие эту трагедию, привлекают внимание исследователей и сегодня. Поводом стало повышение цен на масло и мясо (на 25 – 30 %). Рабочие вышли из цехов с портретами Ленина, красными знаменами и лозунгами «Хрущева на мясо». На короткое время восставшие стали хозяевами положения в городе. Ими было перекрыто железнодорожное сообщение, прекращена работа ряда предприятий. Подверглись разгрому некоторые административные здания: заводоуправление, горком КПСС, были предприняты попытки штурма здания милиции и УКГБ. Против рабочих Новочеркасска были брошены войска, в город вошли танки. Наведение порядка повлекло большое количество жертв. Наиболее активных участников выступлений в Новочеркасске суд приговорил к высшей мере наказания и длительным срокам заключения.11

На фоне всплеска недовольства в стране становится понятной та озабоченность и жесткость, с которой власти края отнеслись к событиям,  произошедшим в апреле 1964 г. в г. Ставрополе. Обстоятельства дела выглядели так: из-за плохой профессиональной подготовленности одного из сотрудников милиции, 18 апреля 1964 г., на пр. К.Маркса, у дома № 46 в 19 часов 20 минут, произошла его ссора с группой молодых людей. Бестактность сотрудника по отношению к молодым людям вызвала недовольство присутствующих, сотруднику был нанесен удар по голове, на что он также ответил ударом и продолжал попытку задержания граждан, у которых он якобы видел в руках оружие. Вокруг стала собираться толпа. Через 20 минут к месту происшествия прибыла машина с двумя работниками милиции и дружинником, но навести порядок им не удалось, возникла реальная угроза расправы с сотрудником милиции. К месту происшествия на машине ГАЗ-51 прибыли ответственный дежурный Ставропольского ГОМ с двумя милиционерами и тремя дружинниками.

Толпа стала раскачивать машину, пытаясь ее перевернуть. В ответ на это сотрудники предупредили, что будут стрелять. Это вызвало новый взрыв возмущения, в машину полетели камни, а сотрудников милиции вытащили из машины и стали избивать. Примерно около 21 часа собравшаяся толпа подожгла автомашину. Прибывшую пожарную машину забросали камнями, перерезали выкидные рукава, вырвали у пожарника из рук ствол. Только в 21 час 50 минут, прибывшая новая пожарная машина сумела погасить горящую автомашину сотрудников милиции, использовать воду для рассеивания толпы.

На месте происшествия собралось около 700 человек. По тревоге были подняты и  направлены на пр.К.Маркса курсанты военных училищ города и 2 вооруженных взвода. Сотрудники милиции впервые в крае применили для разгона толпы гранаты со слезоточивым газом, а также водометы пожарных машин. С обеих сторон имелись раненые. Порядок был полностью восстановлен к 23 часам. Было задержано и арестовано более 40 человек.

Оргвыводы в отношении сотрудников и руководства ставропольской милиции последовали незамедлительно. Несмотря на то, что начальник УВД края В.А.Шашкин лично руководил действиями по установлению порядка, он и его заместитель по кадрам, Варава Н.Ф. 10 июля 1964 г. решением Исполкома крайсовета были выведены из состава коллегии УООП края в связи с освобождением от занимаемых должностей за просчеты, допущенные в подборе и расстановке личного состава, упущения в профессиональной подготовке сотрудников.12

На должность начальника УВД края был назначен Иван Самойлович Выскубенко, его заместителем по кадрам стал Анатолий Антонович Шкурко.

Выскубенко Иван Самойлович

генерал-майор милиции в отставке

Выскубенко И. С. родился 19 августа 1914 г. в селе Светлогорка Угабанского района Казахской ССР. Родители - крестьяне.

Отец с 1914 г. по 1921 г. служил в старой армии, позже  в Красной Армии. В 1921 г. брак между родителями был расторгнут. С детства испытывал острую нужду, с дести лет стал работать по найму, пас общественный скот, работал у частных лиц.

В 1931г. И.Выскубенко уехал в г. Фергана, где поступил на текстильную фабрику им. Дзержинского учеником-браковщиком, через полгода его перевели на самостоятельную работу - браковщиком.

В 1933 г. комсомольская организация выдвинула его на должность технического секретаря парткома ВКП(б) текстильной фабрики. В этой должности проработал полгода, затем был выдвинут на должность зав. орготделом комитета ВЛКСМ той же фабрики.

С 1934 г. по 1936 г. И.Выскубенко - член горкома ЛКСМ Узбекистана и член бюро Ферганского ГК ЛКСМ. Был делегатом первого Промышленного совещания секретарей бюро ВЛКСМ при ЦК ЛКСМ Узбекистана.

В период работы на текстильной фабрике одновременно учился на вечернем рабфаке при педагогическом институте им. Молотова в г. Фергане, который окончил в 1934 г.

В1935 г. по решению Ферганского ПС ЛКСМ Узбекистана был выдвинут на должность директора средней школы им. Калинина. В том же году поступил учиться на вечернее отделение педагогического института им. Молотова, на исторический факультет. Одновременно учился и в заочном Среднеазиатском университете, на географическом факультете. Окончив два курса, был призван в пограничные войска НКВД.

В 1936 г. И.Выскубенко служил в 48-м Краснознаменном ордена Ленина погранотряде войск НКВД в г. Кировабаде Таджикской ССР. После учебного сбора зачислен в школу младшего начсостава, по окончании которой работал директором многотиражной газеты «Дзержинец» и преподавателем общеобразовательных дисциплин среди офицеров погранотряда.

В 1938 г. был назначен командиром учебного взвода, а затем включен в группу двухгодичников, для сдачи экстерном зачетов для «среднего командира». В декабре 1938 г. сдал экзамены за среднюю военную школу и получил звание «лейтенант». С 1936 г. по 1938 г. состоял членом бюро комитета комсомола погранотряда. В 1938 г. И.Выскубенко был назначен инструктором общеобразовательной подготовки 10-го Мотострелкового полка НКВД, а в апреле 1939г. переведен на должность инструктора пропаганды и редактора полковой многотиражной газеты.

В 1939 г. в течение двух месяцев выполнял правительственное задание, за что Президиумом Верховного Совета Таджикской ССР был награжден Почетной грамотой.

В октябре 1939 г. И.Выскубенко был выдвинут на должность инструктора информации политотдела погранвойск Среднеазиатского округа. В 1940 г. переведен на должность инструктора политучебы того же политотдела.

В 1941 г. для укрепления политаппарата окружной школы связи младшего начсостава НКВД Среднеазиатского округа переведен на должность инструктора пропаганды школы, в том же году был избран членом партбюро школы.

С 1939 г. по 1941 г. И.Выскубенко продолжает учиться заочно в Среднеазиатском университете на географическом факультете, успешно закончив четыре курса.

В августе 1942 г., в связи с расформированием окружной школы, по распоряжению Политуправления погранвойск НКВД СССР был откомандирован в прифронтовую школу пограничных и внутренних войск НКВД на должность инструктора пропаганды, но работать не пришлось в связи с расформированием школы.

В августе 1942 г. назначен инструктором политучебы политотдела Орджоникидзевской дивизии ВВ НКВД, в составе которой участвовал в обороне г. Орджоникидзе и в наступлении на села Гизель и Урух. 11 февраля 1943 г. был отправлен с войсками в г. Микоян-Шахар на подавление банд в Учкуланском районе, а 23 февраля 1943 г. при проведении операции был тяжело ранен.

С июля по август 1943 г. работал инструктором политотдела Управления ВВ НКВД Северо-Кавказского округа, затем, как ограниченно годный, с собственного согласия переведен в УМВД по Ставропольскому краю.

С 1943 г. по 1944 г. Выскубенко работал старшим оперуполномоченным 2-го отделения отдела кадров УНКВД Ставропольского края, а в июле 1944 г. выдвинут на должность начальника 2-го отделения отдела кадров УМВД Ставропольского края.

С 1947 г. по 1949 г. являлся заместителем министра внутренних дел по кадрам в МВД Северо-Осетинской АССР.

С 1951 г. по 1953 г. занимал должность заместителя начальника управления кадров - в управлении Баженовских ИТЛ строительства МВД СССР в г. Асбест Свердловской области.

В 1953 г. работал в должности заместителя начальника по кадрам управления Усольского ИТЛ ГУЛАГа МВД СССР в г. Соликамске.

С 1954 г. - заместитель начальника управления Северо-восточных ИТЛ ГУЛАГа МВД СССР.

В феврале 1958 г. И.Выскубенко - заместитель начальника УВД по кадрам, начальник отдела кадров УВД Свердловской области.

8 июля 1964 г. И.Выскубенко был назначен начальником УООП Ставропольского края. 20 декабря 1974 г. вышел в отставку.

И. Выскубенко награжден медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».13

Началась работа УООП края по наведению порядка в подразделениях.  На заседании 20 июля 1964 г., в присутствии Н.Т. Сиденко (зам. заведующего отделом крайкома КПСС), Е.Ф. Бабакова (прокурора Ставропольского края, М.Г. Лаврентьева (председателя горнарсуда), Б.К.Елисов докладывал об итогах работы за первое полугодие 1964 г., и мерах по усилению боръбы с уголовной преступностью в крае. На заседании рассматривался и вопрос о создании научно-технического Совета УООП Ставропольского края, были утверждены Положение о нем и его состав.14

В августе 1964 г. проводилась проверка работы Ставропольского горотдела, в сентябре констатировалась неудовлетворительная работа службы ГАИ по предотвращению ДТП и снижению аварийности в крае. Подверглась критике и работа Пятигорского отдела, в связи с групповым побегом 11 заключенных из ИТК - 2. Была проведена проверка всей системы работы Отдела мест заключения (ОМЗ). В ноябре 1964 г. была проведена повторная проверка деятельности Пятигорского отдела по улучшению работы по условному и условно-досрочному освобождению заключенных ИТК -6,- 7 и 8, составлена справка - анализ по пожарам (434 пожара) и убыткам от них (181437 рублей) по краю за 1964 г.15

В январе 1965 г. подводя итоги работы за 1964 г. Коллегия отмечала, что наиболее активно борьба с преступностью проводилась в Благодарненском, Прикумском, Апанасенковском, Изобилъненском, Ипатовском, Красногвардейском, Петровском районах и органами милиции УООП КЧАО, где раскрываемость преступлений составила от 96 до 98 %; снижение преступности произошло в 7 органах милиции: КЧАО, г. Кисловодске, Прикумском, Александровском, Благодарненском, Изобильненском и Курском районах.16

В 1964 г. с участием начальника ОБХСС УООП края полковника милиции Мамичева проводились оперативные мероприятия БХСС городов Кавмингруппы и оперативной группой УБХСС Главного Управления милиции, в ходе которых была разоблачена группа дельцов, занимавшихся хищением часовой фурнитуры с государственных часовых заводов и сбытом её в города Северо - Осетинской, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской АССР и Кавмингруппы. По делу было изъято часовой фурнитуры на сумму свыше 16.000 рублей.17

Пересматривалась система материального и морального поощрения сотрудников милиции. С 1964 г. стали присваиваться звания, вручаться вымпелы (позже - Знамена) «Отличная дежурная комната милиции», «Отличный паспортный стол», «Лучший участковый уполномоченный», «Лучший работник ГАИ».

Вот как описывается церемония вручения Красного Знамени милиции Ставропольского края в газете «Ставропольская правда» от 13 сентября 1964 г.: «Хотя утро было не из приятных: хмурилось небо, шел мелкий осенний дождь но это не помешало жителям краевого центра прийти на площадь имени Ленина - традиционное место торжеств, где состоялась церемония вручения милиции нашего края Красного Знамени. Нельзя не любоваться колоннами работников милиции, прибывших сюда из городов, сел, станиц Ставрополья. Безукоризненна выправка «виновников» торжества, четок их шаг. На синих мундирах многих солдат порядка красуются ордена и медали, значки «Отличник милиции». Страна Советов высоко ценит благородную, нелегкую милицейскую службу.

Открываются торжества. Начальник краевого управления охраны общественного порядка полковник милиции И. С. Выскубенко докладывает заместителю председателя промышленного крайисполкома В. С. Мураховскому о том, что работники милиции построены для принятия Красного знамени. Приняв Знамя, Выскубенко опускается на колено и целует эту святыню.

На кумачовом бархатном полотнище изображение великого вождя и учителя трудящихся В. И. Ленина. Здесь же помещены слова: «Защита интересов государства и трудящихся - священный долг советской милиции». На обратной стороне знамени изображен герб РСФСР и написано: «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», а  ниже - «Милиция Ставропольского края».

Знамя торжественно проносят перед колоннами работников милиции. Гремит; оркестр. Но вот на площади воцаряется тишина, В. С. Мураховский по поручению Президиума Верховного Совета РСФСР, а также от имени исполкомов Советов депутатов трудящихся и краевых комитетов партии горячо поздравляет часовых общественного порядка с получением Красного знамени  и желает им успеха в работе.

С ответным слов выступает И. С. Выскубенко, и от имени присутствующих, а также всего личного состава края он выражает большую признательность и сердечную благодарность Советскому правительству, Коммунистической партии, за их заботу и внимание к органам милиции, заверяет, что ставропольская милиция с честью оправдает оказанное ей высокое доверие.

В ответ над площадью гремит дружное милицейское «Ура!». Начинается торжественный марш. Чеканя шаг, безукоризненно держа равнение, по площади проходят милицейские колонны. Затем они направляются в центральную часть города». 18

С 1964 г. в органах милиции, в том числе и на Ставрополье, вновь стали создаваться следственные подразделения. Делалось это, однако, за счет перераспределения штатной численности: в следственные аппараты переводились сотрудники уголовного розыска и БХСС, частично - следователи прокуратуры. Для последних это означало ухудшение материального положения, т. к. оклады в прокуратуре были выше, нежели в МООП-МВД. Поэтому, вышедшее 10 декабря 1964 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и МООП» сохранило все льготы и преимущества за бывшими прокурорами, их заместителями, помощниками, следователями прокуратуры, судьями, перешедшими на следственную работу в систему МООП.19

В середине 1960-х г. милиция работала в крайне сложных условиях. После ликвидации МВД СССР продолжалось сокращение правоохранительной системы. Такая ситуация не могла не беспокоить милицейское руководство. В марте 1965г. министр охраны общественного порядка РСФСР В.С. Тикунов обратился в ЦК партии с письмом. В нем отмечалось, что за последние 10 лет в республике образовалось более 100 новых городов и 380 рабочих поселков, значительно увеличилась протяженность автомобильных и железных дорог. Наряду с этим милицию сократили на 14331 единицу, и сокращения продолжаются. Во многих городах в связи с этим патрульно-постовая служба фактически была ликвидирована или сведена до ничтожного минимума. Вместе с рядовым составом были сокращены и другие должностные категории, в частности, постоянные дежурные милиции, работники ГАИ. Автопарк вырос до 4 762 000, и на каждого инспектора вместо 1000 приходится 2 000 транспортных единиц.

В письме указывалось и на то, что за 10 лет население республики выросло на 16 млн. человек, и участковый обслуживает в среднем 6500 человек, а кое-где - более 10000. Уголовный розыск, задачей которого является и профилактику преступлений не справляется с работой, так как людей не хватает, новые подразделения создавались за счет имеющихся штатов.20

Подтверждение этому - пример создания в апреле 1963 г. следственных аппаратов. С передачей в их состав наиболее квалифицированных работников уголовного розыска штаты последнего  сократились на 7000 единиц, в силу чего его сотрудники вынуждены были заниматься только раскрытием уже совершенных преступлений, а не их профилактикой.

В шестидесятые годы идет создание новых отделов милиции. Так, 31 марта 1965 г., в связи с образованием Нефтекумского района Ставропольского края, был образован ОВД Нефтекумского района.

В рассматриваемый период идет интенсивное оснащение ОВД края новой техникой. По результатам проверки внедрения и использования научно-технических средств в УООП и горрайорганах милиции края по состоянию на 1 июля 1965г. начальником Отдела технического обеспечения края (ОТО), в ведении которого тогда находились и техническое обеспечение, связь и экспертно-криминалистическая деятельность, была подготовлена справка. Содержание ее интересно, в плане сравнения, тогдашней и сегодняшней обеспеченности и уровня технических средств, применявшихся органами внутренних дел.

В справке отмечается, что большинство органов милиции обеспечено необходимыми средствами для осмотра мест происшествий - оперативными сумками, фотоаппаратами, ультрафиолетовыми осветителями и другими приборами и приспособлениями. В 1965 г. УООП приняло на вооружение ряд новых технических средств: аппарат, определяющий подлинность монет без химического анализа металла, приборы ночного видения и другие.

С помощью технических средств в 1964 г. по линии БХСС было раскрыто 19,6 % преступлений, против 15, 3 % в 1963 г. По линии уголовного розыска научно-технические средства использовались по 1035 преступлениям или 25 % к числу совершенных особо опасных преступлений, а в 1963 г. по 465 преступлениям.

В период 1964-65 гг. охранной сигнализацией было заблокировано 2972 торговых и складских объекта, а всего по краю - 4672 объекта.

В то же время начальник ОТО отмечал: «Проверка показала, что не всегда поступающая в УООП техника распределяется своевременно и поэтому не вся используется в борьбе с преступностью. На 1 января 1965 г. на складе имелось 4 фотоаппарата и в январе с.г, поступило 29, всего 33, из которых включительно по апрель месяц направлено в районы лишь 18 фотоаппаратов. В апреле дополнительно поступило на склад 50 фотоаппаратов, однако на 1 июля остается на складе 30 фотоаппаратов, органы милиции были уведомлены о выделении им аппаратуры лишь в мае 1965 г.».

Естественно справка констатирует уровень техники и криминалистики своего времени, а вот отношение к должностным обязанностям поучительный пример и для времени нынешнего: «Технические средства, наборы хим. веществ, спецкарандаши в оперативной работе Ставропольского ГОМ не использовались. Аналогичное положение и в других органах милиции. В Красногвардейском РОМ с момента организации вообще нет оперативной сумки, а в Левокумском РОМ в оперативной сумке находился только один циркуль и поэтому, когда в январе 1965г. необходимо было выехать на место происшествия (в своем доме сгорела гр. Пелипенко), то пришлось в районной прокуратуре просить фотоаппарат, порошки, из Прикумского РОМ привозить дактилоскопическую кисточку».21

Такое положение дел было и в ряде других отделов края. Отставляла желать лучшего и воспитательная работа с личным составом. В 1965 г. МООП РСФСР вновь обращается в ЦК партии с предложением восстановить в милиции политотделы, которые вновь создаются только в 1968 г.

Практическая деятельность не подтвердила целесообразность преобразований в милиции начала 1960-х гг. В 1966 г. была воссоздана единая общесоюзная система органов охраны общественного порядка. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР (МООП СССР).  

В сентябре 1966 г. упраздняется МООП РСФСР, его функции передаются МООП СССР, утверждается его структура: Главное управление милиции; Главное управление мест заключения; Следственное управление (на правах главного); Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны; Главное управление пожарной охраны; Главное управление материально-технического и военного снабжения; Главное управление вневедомственной охраны; Отдел детских колоний; 1-й спецотдел; 2-й спецотдел; Управление капитального строительства; Финансово-плановое управление (на правах главного); Центральная бухгалтерия; Хозяйственное управление; Военно-мобилизационный отдел; Отдел спецперевозок; Контрольно-инспекторский отдел, секретариат.

Одним из самых распространенных, весомых по количеству и «имеющих большой общественных резонанс», правонарушений в 60-70-е годы было хулиганство. Руководство страны, МООП СССР, Главное Управление милиции уделяли пристальное внимание борьбе с этим негативным явлением. В крае было принято специальное решение крайисполкома № 302 от 13 апреля 1966 г. «О состоянии борьбы с хулиганством и пьянством».

Только за 6 месяцев 1966 г. в г. Ставрополе было возбуждено 118 уголовных дел, по которым было привлечено к уголовной ответственности 137 человек. За этот же период 1965 г. было возбуждено 71 уголовное дело, а к уголовной ответственности привлечено 80 человек. Таким образом, только в г. Ставрополе наблюдался рост хулиганства на 47 случаев.22

Наибольшее количество привлеченных к уголовной ответственности за хулиганство приходится на 1966 г., на такие организации г. Ставрополя, как завод поршневых колец, завод «Электроавтоматика», инструментальный завод, РСУ-2, завод «Красный металлист», автобаза № 1202, АТХ-3, авторемонтный завод, радиотехнический завод, пединститут. За шесть месяцев 1966 г. было задержано и привлечено к ответственности за мелкое хулиганство 804 человека, в 1965 г. - 570 человек, в вытрезвитель было доставлено 2388 человек, против 1777 чел. в 1965 г. Наибольшее количество лиц, нарушающих общественный порядок и доставленных в вытрезвитель было из организаций и предприятий: Завод «Красный металлист»- 41, Инструментальный завод - 17, завод «Электроавтоматика»- 16, завод поршневых колец – 13, АТX 2 – 12.23

На заседании Коллегии Управления охраны общественного порядка Ставропольского крайисполкома 31 марта 1966 г. было принято решение Коллегии «О состоянии борьбы с хулиганством в крае и мерах по выполнению Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР № 211/5 от 1 марта 1966 г.». Обсудив итоги проверки состояния борьбы с хулиганством в ряде органов милиции, а также статистические данные по хулиганству за 1965 г. и за 2 месяца 1966 г., Коллегия УООП отмечала, что органы милиции края, в том числе Пятигорский, Ставропольский и Кисловодский ГОМ недостаточно уделяют внимания борьбе с хулиганством, не принимают необходимых мер к проведению профилактических мероприятий, устранению причин и условий, способствующих совершению хулиганства. «…Вокруг хулиганов, пьяниц и других нарушителей общественного порядка, еще не создана обстановка всеобщего осуждения. В результате количество хулиганских проявлений в крае из года в год возрастает» - констатировалось в решении.

По данным материалов Коллегии в крае в 1965 г. было совершено хулиганских действий на 37,5 % больше, чем в 1961 г., в том числе: в г.Ставрополе на 33,2 %, г.Пятигорске на 91,8 % и в г.Кисловодске на 14,2 %. Причем, если количество злостного хулиганства по краю сократилось за это время на 37 %, то количество лиц, привлеченных к административной ответственности за мелкое хулиганство, возросло на 48 %, в том числе: в г.Кисловодске почти в 2 раза, а в г.Пятигорске в 2,2 раза.24

Совместно с представителями ГУООП было изучено положение дел в крае и проведен анализ борьбы с хулиганством за пятилетний период, из  которого видно, что в крае, за исключением 1963 г., наблюдается рост хулиганских появлений. В 1961 г. за указанные нарушения было привлечено 1630 чел., в 1962 г.- 1390 чел., в 1963 г. – 1092 чел., в 1964 г. - 1196 чел., в 1965 г. - 939 чел. Количество привлеченных за мелкое хулиганство увеличилось с 11076 чел. в 1961 г. до 16390 чел. в 1965 г.

В 1966 г. в Кисловодском отделе охраны, впервые в крае, было начато применение охраны с помощью сторожей - надомников. Объекты оборудовались автономной сигнализацией с выводом шлейфа на квартиру сторожа на прибор «Иртыш М». В случае проникновения на объект прибор в квартире подавал сигнал. Сторож - надомник нес службу у объекта с момента его сдачи под охрану и примерно до 20-21 часа, затем на дому. Постоянное нахождение на маршруте от сторожа - надомника не требовалось. Один надомник заменял 2-3-х обычных сторожей, вооружались они ружьями. 15 сторожей - надомников взяли под охрану 22 объекта г. Кисловодска.25

В 1968 г. из находившихся под охраной 7005 объектов, 10 охранялись ВОХР; 5771 - сторожами, 617 - автомотопатрулями, 195 - надомниками,  417 - пультами централизованного наблюдения. В 1969 г. в крае сторожами - надомниками охранялось уже 250 объектов. Деятельность их была эффективна. В октябре 1966 г. в 00 час. 45 мин. на квартиру сторожа - надомника Пятигорского ОВО В.И. Клименко поступил сигнал тревоги из магазина № 41 «Курортпромторга». Быстро прибыв к магазину, В.И.Клименко с мужем обнаружили в нем двух преступников, которые при задержании оказали сопротивление. Один из преступников был задержан и передан оперативной группе ОВД.

В соответствии с Приказом МВД СССР № 152 от 26 марта 1969 г. «Об организации работы по охране квартир с помощью технических средств сигнализации» сотрудники УВО при УВД края и подразделений ВО провели в городах и селах края разъяснительную работу с населением. Использовалось радио и местная печать. Беседы проводились на предприятиях и в учреждениях. Гражданам были разосланы более 4000 открыток-обращений о предоставлении охранных услуг по оборудованию квартир средствами сигнализации.

В 1967 г. во всех ОВД страны идет реализация мероприятий по подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Милиция края принимает обращение, в котором говорится: «50-летие Великой Октябрьской социалистической революции трудящиеся Ставропольского края, как и все трудящиеся Советского Союза, готовятся встретить, как смотр выдающихся побед социализма в СССР и во всем мире, как результат самоотверженных подвигов, борьбы и труда советского народа, руководимого ленинской партией за осуществление идеалов коммунизма. Вся деятельность органов и подразделений Управления охраны общественного порядка края в юбилейном году должна проводится под знаком еще более настойчивой борьбы за выполнение программы КПСС, решений ХХШ съезда КПСС».26

Проводится социалистическое соревнование между отделам внутренних дел в честь ознаменования 50 - летия Октябрьской революции, присуждение памятного Красного Знамени на вечное хранение и награждение почетными грамотами передовых отделов милиции края по данным за 1967 г. Результаты этого соревнования были очень ощутимы. Вот цифры, которые приводились при подведении его итогов, в представлениях к награждению: «…Минераловодскому отделу милиции, добившемуся в результате усиления агентурно - оперативной и профилактической работы, снижения преступности по линии ОУР на 20,5 %, а наиболее тяжких - на 37%. Детская преступность снизилась в 2 раза (сравнение с соответствующим периодом 1966 г.) общая раскрываемость составила 97,6%, раскрываемость наиболее тяжких преступлений - 94,9 %, разыскано уголовных преступников - 15% от числа находившихся в розыске. При проверке работы по учету и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, фактов укрытия преступлений, необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел не установлено.

Ессентукский отдел милиции - снижение преступности на 13,5 %, а наиболее тяжких - на 20,9%, раскрываемость преступлений - 96,4 % и наиболее тяжких - 94,1 %, разыскано преступников – 80.

Петровский отдел милиции - снижение наиболее тяжких преступлений на 13 %, детской преступности почти в 2 раза, раскрываемость преступлений - 98,1%, а наиболее тяжких - 97,9 %, розыск преступников - 87,5%...».27

В итоге 4 ноября 1967 г. Памятное Красное Знамя было вручено Петровскому ОВД, вымпелы – коллективу ИТК-5, ИТК несовершеннолетних, ОВД Минераловодского района, СВПЧ г. Кисловодска. Ряд сотрудников был награжден Почетной грамотой УООП.28

Интерес представляют и материалы по борьбе с одним из видов экономического преступления, с фальшивомонетничеством, ибо они характеризует всю эпоху 1960-х гг. В справке о состоянии предупредительно-профилактической работы и мерах по усилению борьбы с фальшивомонетничеством, в связи с изменением масштаба цен с 1-го января 1961 г., когда в обращение были выпущены новые бумажные билеты и металлические монеты, проводились денежно-вещевые лотереи, говорится о масштабе фальшивомонетничества в Ставропольском крае.

Фальшивые билеты 1-3-5 рублевого достоинства, а так же металлические монеты 20-50 коп. и 1 рубль, с 1961 по 1967гг. были обнаружены в ряде городов и районов края. С момента обмена денег в крае было зарегистрировано 44 случая, в том числе 15 случаев обнаружения металлических 50-копеечных монет, изготовленных гражданином Столяровым, который был привлечен к уголовной ответственности, Было возбуждено 12 уголовных дел. По 7 случаям преступники также были привлечены к уголовной ответственности, в т.ч. - по факту обнаружения поддельного лотерейного билета путем вклеивания нитроклеем в серию кусочков бумаги с цифрами, вырезанными из другого лотерейного билета.

Совместно с ОБХСС Грузинской ССР была арестована преступная группа, занимавшаяся в течение года в г. Тбилиси аналогичной подделкой лотерейных билетов и распространением их на территории соседних регионов.

В Петровском районе 31 декабря 1965г. и 1-го января 1966г. были изъяты из обращения 3-х и 5 - рублевые купюры, изготовленные путем расщепления. Изготовил их гражданин Донченко, шофер автоколонны, осужденный в последствии на 3 года и 6 месяцев лишения свободы.

В г. Черкесске, в 1965 г., были изъяты из обращения два фальшивых юбилейных рубля. 18 мая 1967 г. в Предгорном районе был обнаружен также фальшивый юбилейный металлический рубль, а 30 июня 1967г. такой же - в Советском районе. По меркам 1967 г. 44 случая за 7 лет – много (для сравнения только за январь 2005г. в крае зарегистрировано 36 случаев сбыта поддельных купюр). 29

После воссоздания общесоюзной системы, с образованием союзно-республиканского МООП СССР были приняты меры, направленные на развитие и укрепление органов милиции. В выступлениях на коллегии министерства не раз звучали неоптимистические оценки состояния милиции. Так, в период 1966-67г.г., оценивая состояние милиции, министр Н.А. Щелоков, неоднократно говорил о том, что «…милицию растащили», «…милиция ослаблена», что «при росте числа городов, рабочих поселков, увеличении протяженности железных и автомобильных дорог милиция находится на уровне 1959 г.». Между тем, промахи в организации и деятельности милиции, послужили причиной массовых беспорядков, которые произошли более чем в 10 городах страны.

В августе 1967 г. по указанию Л.И. Брежнева в связи с массовыми беспорядками в г.Чимкенте и г.Фрунзе руководство МООП СССР представило развернутую записку в ЦК партии «О неотложных мерах по укреплению органов милиции и повышению их авторитета». В числе других в ней содержалось и предложение «…преобразовать МООП СССР в МВД СССР, поскольку такое наименование является традиционным, более точно выражает функции министерства и формы его деятельности. Известно, что при жизни В.И. Ленина и в последующие годы существовал НКВД. Кроме того, нельзя не учитывать, что существующее наименование министерства (МООП) не получило признания в самих органах и у населения…».30

В 1968 г. Указом Президиума ВС СССР от 25 ноября МООП СССР переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). В феврале 1969 г. Совет министров СССР утвердил структуру МВД СССР. Был взят курс на углубление специализации милицейских служб. Вместо Главного управления милиции было образовано несколько самостоятельных подразделений: Управление административной службы милиции (на правах главного), Управление уголовного розыска (на правах главного), Управление БХСС (на правах главного), Управление ГАИ, Управление транспортной милиции, Управление специальной милиции.

Кроме того, в состав МВД СССР входили: Главное управление исправительно-трудовых учреждений, Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений (Главспецлес), Главное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны, Главное управление материально-технического и военного снабжения, Следственное управление (на правах главного), Организационно-инспекторское управление (на правах главного, создано на базе Контрольно-инспекторского отдела), Отдел политико-воспитательной работы, Управление кадров (на правах главного), Управление вневедомственной охраны, Управление учебных заведений, Оперативно-техническое управление, Финансово-плановое управление (на правах Главного), Управление капитального строительства, Управление медицинской службы, Хозяйственное управление, Военно-мобилизационный отдел, 1-й спецотдел, 2-й спецотдел, Отдел спецперевозок, Управление делами.31

В целях укрепления морально-политического состояния личного состава в 1968 г. в МВД СССР вновь создаются политорганы. Для руководства ими в составе центрального аппарата был образован Отдел политико-воспитательной работы. Позже в июне 1983 г. было образовано Политическое управление МВД на правах Отдела ЦК КПСС. В мае 1988 г. Политбюро ЦК КПСС утвердило новое Положение «О политических органах в системе МВД СССР».

Изменения коснулись и милиции Ставрополья. Повысилась роль политорганов края, прежде всего в работе с кадрами. Сегодня, зачастую, как и в те времена, сотрудников кадров продолжают именовать «политотделом», хотя уже давным-давно цель, функции и смысл работы кадровой службы, формы и методы ее работы не напоминают политотделовские. Однако, основные задачи политотделов актуальны и сегодня: комплексный анализ кадровой ситуации в ОВД, выработка эффективных мер по реализации государственной кадровой политики в системе МВД России и определение ее приоритетных направлений; организация мероприятий по обеспечению укомплектованности и качественного состава кадров, совершенствование работы по отбору и профессиональному становлению кадров, прохождение службы личным составом ОВД; осуществление кадровой работы с руководящим составом номенклатуры должностей и резервом на выдвижение на эти должности; организация воспитательной, культурно-массовой работы, психологического обеспечения и общественно-государственной подготовки в ОВД; выработка мер и координация действий, направленных на укрепление законности и служебной дисциплины в коллективах, повышение авторитета и престижа службы в милиции; организация деятельности системы профессионального образования и подготовки кадров.

В решении Коллегии УВД СК от 27 сентября 1968 г. политотделом отмечались серьезные недостатки в организации текущей служебной подготовки в Невинномысске, Прикумском, Красногвардейском и некоторых других отделах внутренних дел. Сотрудники УВД, в то время, в основном проходили подготовку на учебном пункте УВД. За год было обучено 665 человек, в том числе: на курсах первоначальной подготовки милиционеров - 59 человек, курсах работников профессиональных пожарных частей - 25 человек, на краткосрочных сборах работников ОУР - 70 человек, курсах следователей - 60 человек, курсах повышения квалификации работников ГАИ - 158 человек, работников мест заключений - 92 человека и т.д. На курсах первоначальной подготовки обучались 60 человек, из них участковых инспекторов - 33 и милиционеров - 27 человек. Было отмечено, что необученными на курсах первоначальной подготовки из числа вновь принятых оставались 114 сотрудников милиции.32

Активизировалась, проводимая политотделами, работа по пропаганде основных событий истории СССР. Так, утвержденный в 1968 г. «План мероприятий УООП Ставропольского Крайисполкома по подготовке к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина», в вводной части констатировал, что «…вместе с тружениками Ставрополья с новой энергией встают на почетную вахту в честь 100-летия со дня рождения дорогого Ильича и сотрудники коллективов УООП края». В план мероприятий была включена и работа по созданию и оформлению в органах внутренних дел ленинских комнат, проведению их ежегодных смотров. В 1968 г. первое место в таком смотре занял Петровский отдел, второе - ИТК -3, третье - Черкесский городской отдел милиции. Отмечены были ленинские комнаты Кисловодского, Ессентукского, Арзгирского, Минераловодского ОВД, ИТК-6, следственного изолятора.33

Обострение проблем, связанных с пьянством и алкоголизмом, активизация борьбы с этими негативными явлениями, требовали принятия разносторонних мер, в том числе улучшения работы медицинских вытрезвителей. В силу чего в наружной службе милиции создаются подразделения по руководству вытрезвителями.

Незыблемым и предсказуемым остается ежегодный календарный план работы УВД. В начале года это подведение итогов и постановка задач на текущий период, затем обеспечение весенней посевной кампании, после - подготовка к курортному сезону на КМВ, следующий этап - обеспечение сохранности урожая во время уборочной кампании, что всегда являлось задачей № 1 для нашего края. После следовало подведение итогов работы противопожарной службы, службы ГАИ, службы исполнения наказаний и подготовка к подведению итогов работы всех служб за год.

          В конце 1960 - начале 70 - х гг. сформировалась современная инфраструктура края, были сданы в эксплуатацию основные федеральные и государственные автомобильные дороги, железнодорожные ветки, развернулось строительство оросительной системы края, проведено благоустроийство городов, в основном КМВ. Об этом находим данные в сводке «О мероприятиях по усилению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в курортных городах Кавмингруппы в весенне -летний период 1968 г.». В ней в частности отмечалось: «…Курортные города Кавказских Минеральных Вод расположены на 50 км отрезке в южной части Ставропольского края. Они между собой имеют хорошее сообщение электропоездами и автомобильным транспортом. Богатые природные условия, наличие большого количеств; различных питьевых источников минеральной воды, грязи с каждым годом повышают значение курортов, как «лечебных». Города Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск насчитывают в 1967 г. 79 санаториев, 13 пансионатов, 6 домов отдыха 2 автопансионата и 3 туристические базы (Домбай), которые одновременно могут принять более 60.000 человек отдыхающих…».34

Учитывая, что в городах Кавмингруппы местного населения в то время насчитывалось (с населением поселков) 450 тыс.чел. (Кисловодск - 84-тыс., Пятигорск - 130 тыс., Ессентуки -52 тыс., Железноводск - 32 тыс.), а также и то, что ежегодно неорганизовано отдыхало более 250 тыс. человек, поэтому постоянно в городах проживало свыше 540 тыс. человек. Начиная с апреля и по октябрь месяцы, это число ежегодно значительно увеличивается за счет туристов, экскурсий и лагерей, а также ввиду акгивной эксплуатации бывших тогда 4-х стадионов, ипподрома и 5-ти водоемов. Плотность населения, половина которого систематически сменяется, создавала благоприятные условия в период летнего курортного сезона для проникновения в эти города преступников-гастролеров, лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством (вспомним бессмертного Кису Воробъянинова у начала пятигорского «Цветника»!), гаданием, которые в пути своего следования, а также в городах - курортах нарушали общественный порядок, совершали уголовные преступления.

Обстановка осложнялась еще и тем, что через города Кавминвод, как и сегодня, проходила государственная дорога Ростов-Баку, которая не только соединяла все Закавказские республики с центральной частью страны, но и являлась главной туристической трассой, по которой в городах Кавмингруппы только в 1968 г. побывало более 15.000 иностранных туристов, а через Минераловодский аэропорт было перевезено более 800.000 пассажиров. Конечно, весь этот поток было трудно профильтровать, достаточно сказать, что только линейным отделом милиции в 1968г. было задержано курсирующих подростков 800 человек, а территориальными органами 220 чел. помещено в детприемник, в приемник-распределитель было задержано и доставлено 1250 бродяг, из которых территориальными органами 42 были привлечены к уголовной ответственности.

Естественно, преступность в курортных городах оставалась высокой. Хулиганство за год зарегистрировано - 246 случаев, кражи личного имущества граждан - 282, нанесение тяжких повреждений - 25, кражи социалистической собственности – 105 (в большинстве своем с лотков и киосков).35 К сожалению, и сегодня эти проблемы для региона КМВ остались. К ним добавился и более тяжелые преступления бандитизм, терроризм…

С образованием МООП СССР в его состав из КГБ при Совете министров СССР были переданы аппараты виз и регистрации иностранцев и лиц без гражданства. Тогда же встал вопрос о создании единых органов транспортной милиции (железнодорожной, воздушной, водной). Начинается укрепление и дежурных частей. В 1968 г. создается единая Дежурная часть министерства, а в главках и управлениях их ликвидируют. Аналогичная реорганизация происходит и в республиканских, краевых, областных и крупных городских управлениях внутренних дел.

В 1968 г. продолжилась работа по совершенствованию структуры МООП-МВД. Примечательно, что наиболее радикальные перемены предполагались в отношении органов милиции. Так, начальник Организационно-инспекторского управления МВД С.М. Крылов на одном из заседаний коллегии обратил внимание на то, что уголовный розыск страны, выполняющий львиную долю работы по борьбе с преступностью, возглавляется управлением, тогда как оперативно-техническими аппаратами руководит управление на правах главного. Милиция составляет две трети численности МВД, она представлена различными службами, формы и методы деятельности которых существенно различаются. В результате в 1969 г. на базе Главного управления милиции были образованы самостоятельные подразделения: Управление административной службы милиции (в дальнейшем - Главное управление охраны общественного порядка), Управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (оба на правах Главных управлений), Управление государственной автомобильной инспекции, Управление специальной милиции (впоследствии преобразованное в Специальное управление МВД СССР на правах главного), Управление транспортной милиции (впоследствии - Главное управление внутренних дел на транспорте).

В ходе проведения очередного реформирования служб 28 марта 1968 г. на уровне руководства края и УВД края рассматривается вопрос «О серьезных недостатках в работе Ставропольского ГОМ по предупреждению и раскрытию преступлений». 36

При работе с архивными документами 1960-х гг. попалась любопытная справка «О результатах проверки рационального использования рабочего времени, организации труда и соблюдения трудовой дисциплины в аппарате УВД и некоторых органах внутренних дел края», подписанная зам. нач. оргинспекторского отдела УВД СК, подполковником Г. Васильевым. В основном, речь в документе идет о рациональном использовании рабочего времени, организации труда и состояния трудовой дисциплины, и о том, что отдельные работники опаздывают на работу, не соблюдают время обеденного перерыва, тратят рабочее время на бесцельные хождения, посторонние разговоры, не везде ещё выполняется указание ЦК КПСС и СМ СССР о рациональном использовании рабочего времени в связи с переводом рабочих и служащих на 5-дневную рабочую неделю и недопустимости отвлечения трудящихся от работы. В рабочее время в некоторых отделах УВД проводятся собрания, лекции политинформации в основном за полчаса - час до конца рабочего дня и т.д.

В справке говорится и о том, что в паспортных столах приём граждан осуществляется с 9 до 18 часов, четыре дня в неделю, кроме среды, субботы и воскресенья, в связи с чем граждане вынуждены отрываться от работы, работники отдела ГАИ приём экзаменов на права вождения автомототранспорта осуществляют в г. Ставрополе 2 раза в неделю - в четверг и пятницу с 9 до 18 часов, в районах и городах края приём экзаменов производится также в рабочие дни и что на сдачу экзаменов граждане  затрачивают целый рабочий  день.37

Именно на основе этой справки и было создано существующее и по сей день расписание работы ПВС и РЭО ГИБДД, у которых суббота - рабочий день.

В 1968 г. переименовывается и окончательно формируется Новоалександровский отдел внутренних дел, который был создан 10.03.1939 г. как отдел милиции ст. Расшеватской, в 1964 г. был переименован в Красногвардейский районный отдел милиции. В 1964 г. в нем было 34 сотрудника, в 1971 г. - 44 сотрудника, в 1979 г. - 74 сотрудника, в 1990 г. -160 сотрудников, в 2005 г. - более 200 сотрудников.

В целях предупреждения детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних повсеместно стали увеличивать количество детских комнат милиции. О темпах развития этих учреждений свидетельствуют следующие данные: в 1963г. в РСФСР было 986 детских комнат милиции, в 1966 г. - уже 1558, а в 1967 г. планировалось открыть еще 250.38

Изменения в уголовно-исполнительной политике и, в частности, последовательное расширение практики условного осуждения и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания с обязательным привлечением к труду также оказывали свое воздействие на развитие аппаратов милиции. Первоначально для обслуживания данной категории лиц выделялась дополнительная численность работников милиции в тех регионах, где организовывалось их трудовое использование.

В 1969 г. для этих целей создаются специальные комендатуры, а в центральном аппарате для руководства ими - отдел со штатом 30 единиц. Специальная Инструкция, принятая 7 октября 1971 г., разъясняла порядок работы специальных комендатур по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободы, с обязательным привлечением их к труду, и условно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.

Поиск путей активизации борьбы с пьянством и алкоголизмом привел к созданию лечебно-трудовых профилакториев. В соответствии с Указом ПВС РСФСР от 8 апреля 1967г. в РСФСР планировалось создать 27 ЛТП на 13550 человек. Во второй половине 1968 г. реально из них уже действовало 24 профилактория.

На заседании Коллегии УООП края, в сентябре 1967 г., начальник УООП И.С.Выскубенко докладывал о совещании министров ООП автономных республик, начальников краевых и областных УООП, работников Центрального аппарата, в работе которого приняли участие Председатель СМ РСФСР, член политбюро ЦК КПСС Г. И. Воронов, Председатель ПВС РСФСР Яснов, заместители председателя Совета Министров РСФСР Школьников и Лыкова зам. зав. административным отделом ЦК КПСС Савинкин, прокурор РСФСР Блинов, Председатель Верховного суда СССР Горкин и Председатель Верховного суда РСФСР Смирнов.39

Мы неспроста приводим этот список полностью. Он нам нужен не для объема текста. В то время показателем работы министерства или ведомства, заинтересованности государства в его работе и поддержке курса руководства министерства было присутствие на заседаниях представителей высшего эшелона власти (как сегодня - частота демонстрации на ОРТ юбилейного праздничного концерта).

Такое представительство первых лиц государства на ведомственном заседании - показатель важности данного направления в жизни и деятельности страны, оценка работы министерства, показатель заинтересованности государства в его работе и поддержке избранного курса руководства министерства.

С докладом о ходе выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы о преступностью» на данном совещании выступил министр охраны общественного порядка СССР генерал-лейтенант Николай Алексеевич Щелоков. В его докладе приводились следующие сравнительные данные по состоянию преступности за полугодие 1967 г. в РСФСР и в крае.

Сокращение по видам преступлений:

                                                                            по РСФСР             по краю

Умышленные  убийства                                       11%                        19%

Тяжкие телесные повреждения                           19,6%                     37%

Разбои                                                   нет снижения                 в 2,1 раза

Грабежи                                                                  16%                        32%

Изнасилования                                                      6,8%                        24,2%

Государственные кражи                                      19,9%                       13%

Кражи личного имущества                 нет снижения                          5,9%

Снижение опасных преступлений в крае было достигнуто в 18 городах и районах. В 210 населенных пунктах края в 1967 г. году вообще не было совершено и зарегистрировано преступлений. На 204 участках участковых уполномоченных была 100% раскрываемость преступлений.40 Как говорится, комментарии излишне. Действительно 1967 г., как в прочем и все шестидесятые, по состоянию преступности были самыми благополучными за всю новую историю края.

Примечания к главе 16 «Органы внутренних дел края в шестидесятые годы XX века».

1. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

2. МВД России. Энциклопедия. Объединенная редакция МВД России. М. 2002.

3. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

4. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1963 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 057, арх. № 1. Л.л. 1-2.

5. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1963 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 057, арх. № 1. Л.л.2-12.

6. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1963 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 058, арх. № 2. Л.47

7. А.К.Киселев. «Очерки истории ставропольской милиции». Ставрополь. 1999.

8. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1964 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 029, арх. № 3.Л.л.33-36.

9. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1964 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 029, арх. № 3.Л.л. 284-285.

10. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1964 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 029, арх. № 3.Л.л. 25-32.

11. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1964 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 030, арх. № 4 Л.л. 38-44.

12. А.К.Киселев. «Очерки истории ставропольской милиции». Ставрополь. 1999.

13. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953 - начало 80-х гг. Новосибирск. 1999.

14. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1964 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 030, арх. № 4 Л.л. 152-161.

15. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1965 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010, арх. № 6. Л.л. 10-14.

16. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1965 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010, арх. № 6. Л.л.22-26.

17. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1965 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 011, арх. № 7. Л.л.189-191.

18. Ставропольская правда. 13 сентября 1964 г.

19. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

20. Там же.

21. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1965 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010, арх. № 6. Л.л.41-45.

22. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края.1966 г.

23. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края.1966 г.

24. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края.1966 г.

25. А.К.Киселев. «Очерки истории ставропольской милиции». Ставрополь. 1999.

26. Архив УВО при ГУВД СК. Делопроизводство за 1967 г.

27. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1967 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 011 том 1, арх. № 9. л.133, 134.

28. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1967 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 011 том 1, арх. № 9. Л. л.147 -148.

29. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1967 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 011 том 1, арх. № 9. Л.л. 113 - 116.

30. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953 - начало 80-х гг. Новосибирск. 1999.

31. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

32. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1968 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010, арх. № 16. Л.л. 110-114.

33. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1967г.-1968г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010 том 2, арх. № 14. Л.л.129-140.

34. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1967г.-1968г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010 том 2, арх. № 14. Л.л. 52- 54.

35. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1967г.-1968г. -  опись № 1, фонд № 39, дело № 010 том 2, арх. № 14. Л.л. 55-59.

36. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. - 1968 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 09, арх. № 15.Л.л. 21-24.

37. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. - 1968 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010 том 1, арх. № 13. Л.л. 37- 39.

38. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

39. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1967г.-1968г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 010 том 2, арх. № 14. Л. 97.

40. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД Ставропольского края. 1969 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 09 том 2, арх. № 19. Л.133-144.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России