Глава 17 Органы внутренних дел края в семидесятые годы XX века

Семидесятые годы вошли в историю советской милиции как период повышения престижа милицейской службы, борьба с теневой экономикой, создание обширной системы профилактической работы в стране. Социально-экономическое положение страны, структурные изменения в экономике, в частности в аграрном секторе, не могли не сказаться на положении милиции. Курс на укрепление социально-экономической стабильности общества, заложенный в обоснование политических решений начала 1970-х гг., в итоге обернулся отказом от обновления производительных сил, просчетами в экономической политике, сокращением национального дохода. Своего рода компенсирующие функции в народном хозяйстве СССР стала выполнять так называемая «теневая (черная)» экономика. Она существовала всегда, но особенно заметна, стала после «оттепели» конца 1950 - начала 1960-х гг., в полной мере ее результаты проявились в 1970-е – начале 1980-х гг., когда накопления «теневиков» стали экспертно исчисляться суммами, сравнимыми с отдельными статьями годового дохода государства. Естественным продолжением происходивших в социально-экономической и духовной сферах процессов стал рост преступности. В конце 1970-х – начале 80-х гг. количество преступлений возросло почти вдвое, в том числе разбоев и грабежей – в 2 раза, взяточничества – в 3 раза.1 Наиболее пораженными коррупцией оказались сферы торговли и обслуживания.

В силу этого первоочередной задачей стало усиление борьбы с преступностью, подготовка и переподготовка кадров.

Проблема кадров, по-прежнему, остро стояла в органах внутренних дел края. За период с 1971 по 1975 гг. на службу в милицию было принято 3954 чел., что позволило укомплектовать службы уголовного розыска на 96,6 %, БХСС на 96,0 %, следственный аппарат на 97,7 %, службу участковых инспекторов на 95,9 %, начальствующий состав ГАИ на 100 %, начальствующий состав УИТУ на 92 %. Заочно высшие и средние специалъные учебные заведения окончили 507 чел. Таким образом, ежегодно в УВД края приходило более 100 специалистов, сменяя сотрудников с семилетним - восьмилетним общим образованием.2

Количественный состав не всегда отвечал требованиям качества. В справке, подготовленной кадровым аппаратом УВД по состоянию дисциплины и социалистической законности среди личного состава органов и подразделений УВД за 1975 г. и первый квартал  1976 г., отмечалось: «…На Всесоюзном совещании руководящих работников органов внутренних дел в апреле 1976 г. Министр внутренних дел, генерал-полковник тов. Н.А.Щелоков высказал серьезную озабоченность большим числом сотрудников органов, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за различные преступления и нарушения законности. Серьезной критике было подвергнуто по этому поводу и УВД края».3

В 1975 г. органы и подразделения внутренних дел провели комплекс мероприятий, направленных на улучшение служебной деятельности, укрепление служебной дисциплины и социалистической законности среди личного состава милиции, вневедомственной охраны, следственного аппарата, исправительно-трудовых учреждений и военизированных пожарных частей. Тем не менее, как и во все времена, органы внутренних дел и люди в них работающие, были зеркальным отражением того общества, того времени, в котором им приходилось жить и работать.

В конце 1974 г. и в 1975 г. по опыту г. Ленинграда в крае была развернута работа по созданию в крае передвижных пунктов милиции (ППМ). В городах-курортах таких ППМ, содержащихся за счет организаций и предприятий,  было создано 22, в целом по краю  - 32 ППМ. В 1975 г. ими было предупреждено и раскрыто 447 преступлений.4

Проводимые профилактические мероприятия требовали привлечения к работе общественности. Во всех ОВД были назначены сотрудники, ответственные за организацию взаимодействия милиции с добровольными народными дружинами. В 1975 г. дружинниками было раскрыто 287 преступлений, а в 1971 г. - 50. Если в 1971 г. ежесуточно в охране общественного порядка участвовало 1197 дружинников, то уже в 1975 г.- 2261 дружинник.5

Тем не менее, доля преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах возросла с 31,5 % (1971г.) до 42,1 % (1975г.). За пять лет в крае с применением огнестрельного оружия было совершено 419 преступлений. За этот же период было зафиксировано 7 случаев хранения и изготовления оружия и взрывчатых материалов. В 1974 г. было допущено 7 краж оружия, при которых похищен 21 ствол, в 1975 г. - 4 кражи, похищено  6 стволов.

Милицией принимались меры по усилению охраны арестованных и задержанных в КПЗ и при конвоировании, по техническому укреплению КПЗ и автозаков. Ежегодно проводились обследования всех КПЗ края. В 1973 г. во всех КПЗ на двери камер были установлены ограничивающие устройства с целью предупреждения внезапного нападения арестованных на дежурный наряд ОВД. Начиналась эпоха перевооружения милиции новыми техническими средствами. В период с 1971 но 1975 гг. было построено 12 новых КПЗ, переоборудованы, отремонтированы и оборудованы охранно-предупредительной сигнализацией все КПЗ края. В Пятигорском и Кисловодском ОВД в КПЗ были смонтированы телеустановки.6

Проводившаяся административно-территориальная реорганизация в крае привела к образованию новых ОВД. Так, 15 января 1971 г. решением Туркменского районного Совета депутатов трудящихся в с. Летняя Ставка был образован отдел внутренних дел Туркменского района. Численность сотрудников в 1971 г. составила 17 единиц, в 1985 г. - 37 единиц, в 1996 г. - 132 единицы, в 1998 г. - 118 единиц, в 2003 г. - 117 единиц.

1 апреля 1971 г. был  образован отдела внутренних дел Грачевского райисполкома. Штатная численность личного состава ОВД в 1971 г. составляла 17 человек, сегодня - 163 человека.

В соответствии с Постановлением Правительства РСФСР в апреле - мае 1972 г. был возрожден Новоселицкий район Ставропольского края. Приказом начальника УВД СК от 3 апреля 1972 г. на административной территории вновь созданного района был организован Новоселицкий районный отдел внутренних дел.

В связи с образованием в 1972 г. Степновского района был создан Степновский районный отдел внутренних дел, штатная численность которого составляла 25 сотрудников. Начальником РОВД был назначен капитан милиции Николай Васильевич Здоровцов.

В соответствии с Указом  Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1977г., 12 апреля  был образован Промышленный район г. Ставрополя, за счет частей территорий Ленинского и Октябрьского районов, по своей территории и численности населения равнялся двум другим, вместе взятым. В день образования нового района был создан и Промышленный районный отдел  внутренних дел г. Ставрополя.

В период 1971 - 1975 гг. по Ставропольскому краю отмечалась тенденция роста дорожно-транспортных происшествий. Уровень дорожно-транспортных происшествий в расчете на 1000 транспортных единиц за пятилетие оставался на уровне 8 единиц, общее же количество дорожно-транспортных происшествий возросло на 2586 единиц ( на 27,8 %), в то же время количество транспорта увеличилось на 110736 единиц (на 46,8 %). Темпы роста количества автотранспорта осложняли обстановку на дорогах края, не приспособленных тогда по своему обустройству  и не обеспечивающих безопасность возросших транспортных потоков. За пять лет прирост государственных автомобилей составил 29,5 %, автомобилей индивидуальных владельцев – 142 %, мотоциклов - 42,3 %.

Оставалась на высоком уровне и тяжесть последствий ДТП. В 1974 г. количество погибших возросло на 5,6 %, к 1970 г., раненых на 8,1 %, а в 1974 г. количество погибших возросло на 12 %. В 1975 г.- на 20% в сравнении с 1971г., количество раненых соответственно на 18% и 31,8%. Характерно отметить, что детский транспортный травматизм ежегодно возрастал в среднем на 23%. Если в 1971 г. при ДТП пострадало 296 детей, то в 1975г. уже 390 детей. По вине водителей, находящихся за рулем в нетрезвом состоянии в 1971 г. было совершено 740 ДТП, в 1973 г. - 653, в 1974 г. – 806, в 1975 г. - 896 происшествий. По вине пешеходов допускалось ежегодно от 20 до 18 %  дорожных происшествий, каждый 4 -й пешеход из пострадавших находился в нетрезвом состоянии.7

В семидесятые годы дальнейшее развитие получила и служба БХСС. В отдельных отраслях народного хозяйства края были созданы специализированные службы по изучению причин и условий, способствующих хищениям и разработке мер по их устранению. В отделе БХСС УВД была создана группа оперативно-экономического анализа, а в отделе БХСС создана зональная группа в составе 3 человек. В городах и районах края, в целях усиления борьбы с хищениями были созданы специализированные народные дружины.

За 5 лет количество выявленных преступлений с 1072 (1971г.) возросло до 1470 (1975г.), т.е. на 37 %. Количество выявленных хищений увеличилось на 24,8 %, в том числе в крупных и особо крупных размерах на 83.3%, краж на 39 %, мелких хищений на 49 %, частнопредпринимательской деятельности на 33,3 %, спекуляции на 8,9 %, обмана покупателей на 41,8 %, занятий запрещенным промыслом на 70 %, нарушений правил о валютных операциях в 2 раза, прочих преступлений в 1,8 раза. Количество разоблаченных преступных групп за пять лет увеличилось на 21,1 %.8

Рост зарегистрированных хищений государственного или общественного имущества, совершенных путем присвоения, растраты, либо злоупотребления служебным положением произошел за счет большего количества выявленных преступлений в пищевой промышленности - на 55,5%, мясной и молочной 1,4 раза, местной в 3 раза, автотранспорта в 3 раза, заготовок в 2,3 раза, в строительстве на 51 %, госторговле  на 35 %, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства на 16,6 %. Ежегодно каждое пятое хищение собственности являлось групповым. Если в 1971 г. на одного работника выявлялось 7 преступлений, то в 1975 г. – 9,4 преступления.9

Распространенным видом преступлений в начале – середине 1970-х гг. стали преступления связанные с ростом научно-техническим прогресса, распространением радиотехники и электроники, что в свою очередь потребовало от милиции активизации работы в данном направлении. Было принято специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 мая 1970 г. «О мерах усиления борьбы с незаконным использованием радиосвязи», в котором отмечено, что радиохулиганство растет, что ведомства не выполняют решений по усилению борьбы с радиохулиганством в эфире. В постановлении были намечены мероприятия, направленные на усиление борьбы с данным видом преступлений, предусматривались меры по укреплению материально-технической базы подразделений, занимающихся данной работой. Координация борьбы с радиохулиганами была возложена на Министерство связи СССР. Органам МВД вменяется в обязанность привлекать к ответственности радиохулиганов.

С начала 70-х г.г. во все больших масштабах начинают проводиться различного рода целевые рейды, операции локального или общегосударственного характера, направленные на соблюдение общественного правопорядка. В июне-сентябре 1973 г. в СССР была проведена первая операция «Курорт», результатом которой стало привлечение к уголовной ответственности 15,6 тыс. преступников, в том числе 980 «гастролеров», более 1,3 тыс. расхитителей. В административном порядке наказано свыше 50000 нарушителей паспортного режима.

В ходе операции «Мак», которая проводилась в стране в июле-октябре 1973 г., было выявлено и уничтожено посевов и дикорастущих растений, используемых для производства наркотиков, на территории свыше 43 тыс. гектаров, взято на учет 2700 наркоманов. К уголовной ответственности было привлечено 1230 преступников, изъято 2129 кг наркотических веществ (в т. ч. 204 кг опия, 631 кг гашиша).

В последующие годы тенденция роста преступности сохранялась. Самым тревожным было то, что более высокими темпами увеличивалось количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, вооруженных разбойных нападений.

В 1974 г. начальником УВД Ставропольского края был назначен Александр Трофимович Коновалов, проработавший в этой должности двенадцать лет, больше чем кто-либо из бывших до и после него руководителей УВД края.

Коновалов Александр Тимофеевич

генерал-майор милиции

Коновалов А. Т. родился 26 августа 1927г. в с. Курковичи Воронежского района Брянской области в семье служащего. До 1944 г. жил в г.Рыльске Курской области, где окончил 8 классов средней школы. В ноябре 1944 г., в возрасте семнадцати лет, начал службу в Советской Армии. Служил в Приморском крае в должности красноармейца, курсанта, начальника радиостанции. Участвовал в войне с Японией.

В армии А.Т. Коновалов заочно окончил среднюю школу. В 1944 г, вступил в комсомол, в 1948 г. принят кандидатом в члены партии, а в 1950 г. стал членом КПСС. После демобилизации в 1951 г. был направлен на учебу Курским обкомом партии в Ростовскую юридическую школу, которую окончил в 1953 г. Работая, продолжал заочно учиться. В 1958 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт, в 1972 . - заочную партийную школу при ЦК КПСС.

После окончания юридической школы А.Т. Коновалов был направлен в органы прокуратуры. С августа 1953 г. по февраль 1962 г. работал в должности стажера-следователя, помощника, заместителя прокурора отдела в районах и городах Ростовской, Калининской областей и Ставропольского края.

В феврале 1962 г утвержден заведующим отделом административных и торгово-финансовых органов Пятигорского горкома КПСС.

В октябре 1962 г. в соответствии с постановлением Секретариата ЦК КПСС от 20.03.62 г. Ставропольским крайкомом КПСС вновь направлен на работу в органы прокуратуры. С октября 1962 г. по март 1966 г. А.Т. Коновалов работал в должности прокурора г. Ессентуки и г. Пятигорска, в марте 1966 г. был избран председателем исполкома Пятигорского городского Совета депутатов трудящихся, а в марте 1971 г. - председателем исполкома Ставропольского городского Совета депутатов трудящихся.

С 1962 г. он избирался депутатом городских советов депутатов трудящихся городов Пятигорска, Ставрополя, Ессентуков. С этого же времени состоял членом городских комитетов КПСС этих же городов.

С 1968 г.-депутат, член крайкома КПСС, а с 1971 г.-член исполкома Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся. С октября 1974 г. А.Т.Коновалов  - начальник УВД Ставропольского крайисполкома.

Умер 22 февраля 1986 г.

А.Т.Коновалов был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флоту», «25 лет победы в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией», «За доблестный труд», «100 лет освобождения Болгарии от османского ига».10

К моменту назначения А.Т. Коновалова положение в крае, прямо скажем, было не из лучших.

За 9 месяцев 1974 г. в крае было зарегистрировано на 27 % больше преступлений, чем за соответствующий период прошлого года. Количество преступлений, учитываемых по линии уголовного розыска, увеличилось на 36,7 %, в том числе наиболее опасных - на 48,4 %. Рост преступлений (по линии УР) произошел в 33-х городах и районах края, а по наиболее опасным - в 35. Раскрываемость преступлений ухудшилась на 9,9 % и составила 85,2 %, наиболее опасных соответственно на 16,9 и составила 74 %. За 9 месяцев 1974 г. преступность среди несовершеннолетних увеличилась на 39,3%.

Возросло число отдельных, наиболее опасных преступлений: мошенничества на 75,9%, грабежей и разбоев на 57,8%, краж личного имущества граждан на 47%, краж государственного и общественного имущества на 35,8 %, изнасилований с покушениями на 28,3%, уголовно - наказуемого хулиганства на 26,8%, умышленных убийств с покушениями на 15,5%. Особенно значительный рост этих преступлений произошел в городах Черкесске, Пятигорске, Ставрополе, Кисловодске, Ессентуках.11

Первые шаги нового руководства УВД края коснулись кадрового обеспечения. Кадровым вопросам была посвящена и первая Коллегия с участием А.Т.Коновалова В мае 1975 г. вновь рассматривался вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы с кадрами в органах внутренних дел Ставропольского крайисполкома». Было отмечено существенное улучшение: так 99,8 % начальствующего состава ОВД имело высшее, среднее специальное и среднее образование, из них 69,8% - дипломированные специалисты. Более 59 % рядового и младшего начальствующего состава имело среднее образование.

Большие усилия были приложены руководством УВД края в целях  укрепления кадрами органов внутренних дел со сложной оперативной обстановкой. В 1975 г. в отделы внутренних дел Ленинского и Октябрьского райисполкомов г. Ставрополя, Георгиевских городского и районного, Ессентукского, Пятигорского, Буденновского, Невинномысского исполкомов, УВД КЧАО было принято 254 сотрудника.

Уже в декабре 1979 г. на Коллегии УВД края отмечалось, что руководителями органов и подразделений внутренних дел края проделана определенная работа по повышению уровня профессиональной подготовки личного состава, своевременно обучены на курсах первоначальной подготовки в Межобластной школе милиции УВД 351 милиционер и 165 других категорий сотрудников в учебных заведениях МВД СССР. В 1979 г. курсы повышения квалификации и переподготовки прошли 276 сотрудников, в основном это работники ведущих служб органов и подразделений внутренних дел края. Регулярно проводились занятия в школе повышения оперативного мастерства (принципиально введенной как обязательное условие профессиональной подготовки А.Т.Коноваловым) и учебные сборы по линиям служб.12

Второй вопрос, решаемый «в пожарном порядке» новым руководством  УВД края был связан с основной задачей милиции – борьбой с преступностью. На коллегии слушался вопрос «О мерах по повышению эффективности патрульно-постовой службы в борьбе с преступностью», где констатировалось, что, несмотря на ряд проводимых УВД и органами внутренних дел края мероприятий, направленных на повышение роли патрульно-постовой службы в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, коренного улучшения в ее деятельности не наступило.

В 1974 г. количество преступлений, совершаемых на улицах и в общественных местах увеличилось на 1933 (на 95%) в сравнении с 1973 г. Рост уличной преступности отмечается и в городах, где организована патрульно-постовая служба: в Ставрополе - более чем в 3 раза, в Пятигорске - на 67,5 %, Кисловодске - на 34, 8%, Ессентуках - на 76,5 %, Минводах более чем в два раза, Железноводске - на  40 %, а в целом, по краю в первом квартале 1975 г. - на 674 преступления (в 2,1 раза).13

К началу 70-х гг. в стране накопился богатый опыт работы добровольных народных дружин (ДНД), сложились разнообразные формы и методы их деятельности, которые изменялись и совершенствовались. Однако в нормативных актах, регулировавших работу ДНД, это не находило отражения.

Добиваясь повышения роли добровольных народных дружин ЦК КПСС и Совет министров СССР 20 мая 1974 г. приняли Постановление «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка», одобрили Примерное положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка. ПВС издал соответствующий Указ. Руководство добровольными народными дружинами возлагалось на исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов, они обязаны были принимать меры по организационному укреплению дружин, обеспечению соблюдения ими законности.

В связи с тем, что задачи, стоящие перед народными дружинами, заметно усложнились, повысились и требования, предъявляемые к их членам. Каждый из них должен был быть авторитетным и уважаемым человеком, обладать необходимыми навыками и знаниями. Примерное положение о ДНД четко определяло принцип добровольности при вступлении в дружину, куда принимались лишь те, кого рекомендовала партийная, профсоюзная или комсомольская организация.

В первой половине 1970-х г.г. для улучшения работы по предупреждению преступлений, профилактических мероприятий стали создаваться общественные (позднее они назывались опорными) пункты охраны порядка.

13 декабря 1977г. Коллегия УВД Ставропольского крайисполкома рассматривала вопрос «О развертывании в крае сети опорных пунктов охраны правопорядка и повышении эффективности профилактической работы с правонарушителями», подводя итоги работы за 5 лет.  Было отмечено, что во исполнение совместного постановления краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета народных, депутатов от 10 марта 1975 г. № 154 «О ходе выполнения Постановления, ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка в части организации опорных, пунктов охраны правопорядка», органами внутренних дел Ставропольского края при активном участии партийных и советских органов на местах была проделана большая работа по открытию опорных пунктов охраны правопорядка, в городах и районах края. Всего в крае было открыто и действовало 265 опорных пунктов охраны правопорядка.14

В 1977 г. на учетах в опорных пунктах состояло 2857 правонарушителей, из них было снято с учета в связи с исправлением около 7 тысяч человек. Количество ранее судимых, состоящих на учете и совершивших преступления, сократилось на 27,7 %. На территории 4 микрорайонов, обслуживаемых опорными пунктами, не было совершено ни одного преступления по линии уголовного розыска, на 65-ти снизилась преступность, на 78-ми была достигнута 100 % раскрываемость. Обобщен был положительный опыт Ессентукского ГОВД.15

Преступность не только возрастала количественно, но и изменялась качественно. Увеличивалось число корыстных и насильственных преступлений, в том числе с применением огнестрельного оружия. Так, в 1971г. по сравнению с 1970 г. на 25 % выросло количество разбойных нападений, совершенных группой лиц, на 20% - с применением огнестрельного оружия, почти в 2 раза; сопряженных с убийством инкассаторов и кассиров, почти в 6 раз увеличилась сумма похищенных в результате этих разбоев денег и ценностей.

Показательным в это время является дело о преступной группе Сажина и Гайдаша, раскрытое ценой огромных усилий сотрудниками правоохранительных органов Ставрополья, Кубани, ряда республик Северного Кавказа. На протяжении длительного времени (1972-1976 гг.) бандитская группа, возглавляемая Сажиным и Гайдашом, вооруженная охотничьим обрезом, пистолетом «Вальтер», двумя автоматами Калашникова, действуя на территории КБ АССР, СО АССР, Краснодарского и Ставропольского краев, совершила убийства двенадцати человек и ряд краж автомашин и запасных частей из личных гаражей граждан.

Только на территории Ставропольского края, группой были совершены три убийства с целью завладения автомашинами, убийство женщины, сопряженное с изнасилованием, покушение на убийство инкассаторов с целью завладения деньгами, покушение на убийство сотрудников милиции, преследовавших преступников, кража из комиссионного магазина, восемь краж личных автомашин «Жигули», кража запасных частей из гаражей, покушение на убийство сторожа базы. Выводы по раскрытию и расследованию преступной деятельности данной бандитской группы были сделаны на Коллегии УВД Ставропольского крайисполкома 21 мая 1977 г.16

Осложнение оперативной обстановки в крае напрямую связывалось со слабой профилактикой пьянства. В справке о состоянии борьбы с пьянством и алкоголизмом в Ставропольском крае в первом квартале 1977 г., подготовленной УВД края к отчету о выполнении постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1972г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», прослеживаются тревожные факты: «…Несмотря на то, что борьба с этим злом проводится общественными организациями, как на предприятиях и учреждениях по месту работы лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, через Советы профилактики правонарушений, так и через опорные пункты правопорядка, которые призваны быть центром профилактической работы по месту жительства правонарушителей, в крае снизилась административная практика по пресечению случаев пьянства…».17

Только за 3 месяца 1977г. в милицию было доставлено с улиц и других общественных мест 21197 чел. в состоянии алкогольного опьянения, в медвытрезвители края было помещено 16965 чел., что на 51 чел. больше, чем за тот же период прошлого года.

В целях активизации работы с лицами злоупотребляющими алкоголем на территории городов Невинномысска и Ставрополя, со сложной оперативной обстановкой, было проведено 2 операции «Фильтр» и 7 рейдов по изъятию пьяных лиц с улиц.

В рассматриваемый период устанавливается новый порядок паспортизации. В 1974 г. было признано целесообразным установить единый для всех категорий населения порядок паспортизации, предусматривающий выдачу паспортов всем гражданам СССР, достигшим 16-летнего возраста. Вводился новый образец бессрочного паспорта гражданина Союза Советских Социалистических Республик как основного документа, удостоверяющего личность гражданина и его принадлежность к советскому гражданству. В связи с предстоящей паспортизацией штатная численность милиции по СССР была увеличена на 5000 единиц.

С 1 января 1976 г. городские и районные органы внутренних дел повсеместно начали выдавать гражданам паспорта нового образца. Только в 1976 г. паспортными службами было выдано 30 млн. новых паспортов, выявлено в ходе этого 1660 преступников, 6000 неплательщиков алиментов.18 И в последующем эта деятельность постоянно оставалась в центре внимания органов милиции.

Проведенная паспортная реформа устранила существовавшее с 1932 г. положение, по которому значительная часть населения страны (колхозники и некоторые другие категории) не получала паспортов. С неравноправием в этой сфере было покончено.

На Коллегии УВД Ставропольского крайисполкома от 29 ноября 1976г. был рассмотрен вопрос «О ходе выполнения постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974г. № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» и приказа МВД СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР». Было отмечено, что органы внутренних дел Ставропольского края с помощью партийных и советских органов провели определенную работу, по подготовке к выдаче населению паспортов нового образца. В короткие сроки были решены вопросы комплектования и обучения кадров паспортных работников и внештатных сотрудников, размещения паспортных служб в соответствующих помещениях и их охраны. Все паспортные службы были обеспечены необходимыми бланками и спецсредствами.19

В подготовительный период, а также в 1976 г., с помощью средств массовой информации, была проведена работа по разъяснению правил паспортной системы в СССР.

Первые паспорта нового образца в крае были выданы в торжественной обстановке делегатам ХХV съезда КПСС и Ставропольской краевой партийной конференции, ветеранам Октябрьской революции, Героям Советского Союза, Героям социалистического труда, победителям 9-й пятилетки.

Сотрудникам паспортной системы края было чем гордиться. Только за 9 месяцев 1976 г. по краю было выдано 205 тысяч паспортов. План был выполнен на 101,2 %. Было выявлено 57 скрывавшихся уголовных преступников, в том числе непосредственно паспортными работниками – 8, а работниками краевого адресного бюро - 49. За это же время разыскано 83 % неплательщиков алиментов против 78,8 % в 1975г. и 69,5 % должников по искам организаций против 62,4 % в 1975 г.20

13 декабря 1977 г. на Коллегии УВД Ставропольского крайисполкома вновь рассматривается вопрос «О состоянии паспортного режима и использовании возможностей паспортной системы в борьбе с преступностью», где отмечалось, что в первом полугодии 1977 г. органами внутренних дел края в связи с подготовкой к Всесоюзной переписи населения проделан больший объем работы по укреплению паспортного режима по сравнению с соответствующим периодом 1976 г. Проверено граждан по жилому сектору 456 тыс. (на 13,9 % больше), на 30 % больше проверено предприятий и организаций, в два раза больше профилактировано должностных лиц, нарушавших паспортный режим.

Работниками паспортных служб края при выдаче паспортов, прописке, выписке, проверке паспортного режима за 9 месяцев 1977 г. было выявлено 7 уголовных преступников. По инициативе работников Краевого адресного бюро установлено 68 уголовных преступников.21

Весь период 1976-77 гг. в УВД края шло укрепление органов внутренних дел, осмысление и реализация положительного опыта, накопленного в Советском Союзе по укреплению правопорядка, реализация конкретно увязанных с нуждами края мер.

Огромное значение в то время придавалось идеологическому воспитанию сотрудников, пропаганде среди них официальной идеологии, их нравственному, духовному, культурному воспитанию.

Решением коллегии УВД СК от 4 апреля 1975 г. утверждаются мероприятия по проведению международного года женщины в УВД СК с «…организацией пропаганды основных идей и целей Международного года женщины, достижений социализма, заботы КПСС и государства о советской женщине, политического и социального вклада женщины в борьбе за мир».22

В 1978 г. решением Коллегии УВД Ставропольского крайисполкома был создан музей истории и боевой славы органов внутренних дел Ставропольского края, открытие которого стало событием.

Все это, в целом, имело большое воспитательное значение и было направлено на формирование положительного мнения о деятельности сотрудников милиции, поднятия престижа этой нелегкой, важной и почетной профессии. Еще в начале 1970-х гг. было подписано соглашение МВД СССР и Союза художников СССР о культурном шефстве творческих организаций художников над органами внутренних дел, предусматривающее организацию выставок изобразительного искусства, создание художественных произведений о работе милиции и ее сотрудниках, эстетическое воспитание сотрудников МВД, пропаганду сложной и ответственной работы по борьбе с преступниками и наведением общественного правопорядка.

Совместно с Краевым Советом профсоюзов, Коллегией УВД СК, Коллегией Краевого Управления культуры 25 июня 1979 г. принимается Постановление «О дальнейшем совершенствовании культурно-шефской работы творческих союзов, организаций, учреждений культуры и искусства над органами и подразделениями Управления внутренних дел крайисполкома».23 В УВД края создается ансамбль песни и пляски.

Огромная энергия, энциклопедическая образованность, эрудированность, феноменальная работоспособность, позволили начальнику УВД края А.Т. Коновалову в течение десятилетия реализовать программу развития органов внутренних дел края. Решения и проведенные на их основе организационные мероприятия, сегодня ставшие общепринятой нормой деятельности органов внутренних дел, тогда явились революционными нововведениями.

Именно тогда была создана система работы сначала УВД, потом городского отдела г. Ставрополя, а позже, на основе этого опыта - система работы всех отделов внутренних дел края.

В период 1975 - 85 гг., в связи с увеличившейся нагрузкой на личный состав районных отделов внутренних дел краевого центра, для них неоднократно выделялись дополнительные штатные единицы. Только в 1980 г. было выделено 50 штатных единиц, в том числе милиционеров, инспекторов ГАИ по розыску угнанного транспорта, следственных работников, инспекторов УР, инспекторов БХСС, инспекторов дорнадзора.

В целях своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки, во главе с заместителем начальника УВД края, была создана специальная рабочая группа из числа сотрудников ведущих служб в количестве 15 чел.

В г.Ставрополе и городах КМВ были созданы постоянно действующие группы из наиболее подготовленных работников уголовного розыска и следствия в целях своевременного раскрытия квартирных краж, розыска и задержания квартирных воров.

Нововведением было и введение в выходные, предпраздничные и праздничные дни круглосуточных, а в рабочие дни - ночных дежурств при УВД края оперативно-следственных групп для организации своевременного выезда и качественного осмотра мест происшествий в краевом центре. Установлено постоянное дежурство руководящих работников отраслевых служб Управления в дежурной части.

Для усиления охраны общественного порядка в г.Ставрополе по субботам и воскресеньям, предпраздничным и праздничным дням для патрулирования на улицах города стал привлекаться и личный состав УВД края.

Было введено за правило участие личного состава УВД края и межобластной школы милиции в охране общественного порядка на стадионе «Динамо» во время проведения футбольных матчей, а также при проведении в городе массовых мероприятий.

В целях высвобождения участковых инспекторов от нагрузки по линии разрешительной системы и сосредоточения их усилий на профилактике правонарушений Управление внутренних дел берет на себя контроль за объектами разрешительной системы и выдачу разрешений на предметы, подпадающие под неё.

В целях обезвреживания и задержания особо опасных вооруженных преступников, оказывающих сопротивление работникам милиции, при дежурной части УВД создается специально обученная группа в количестве 28 чел., оснащенная современными средствами вооружения.

Для оказания практической помощи в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов в г.Ставрополе ежедневно в часы «пик» на более уязвимых местах стали выставляться не менее 10 постов за счёт краевого аппарата ГАИ, а по четвергам, в ставший еженедельным «День безопасности», проводились рейды по г.Ставрополю и организовывались выступления в транспортных коллективах и школах города сотрудников ГАИ с лекциями и беседами по безопасности движения.

В целях повышения мобильности дежурных частей райотделов и улучшения связи между нарядами по охране общественного порядка только в 1980 г. в г. Ставрополе было выделено 4 автомобиля, 30 носимых радиостанций «Сирена».

Стали практикой введенные ежедневные и ночные проверки всех видов нарядов милиции, задействованных по единой дислокации руководством УВД, начальниками управлений и отделов УВД края.

На рынках г. Ставрополя, а позже  и во всех городах края были созданы постоянно действующие оперативные группы из числа работников БХСС ОВД г.Ставрополя, УБХСС УВД СК, членов специализированной ДНД, с привлечением работников финансовых органов и торговых организаций. Силами этих групп два раза в неделю проводились рейды по выявлению и пресечению преступных действий спекулянтов, особое внимание при этом обращалось лиц цыганской национальности, занимающихся спекуляцией, а также лиц, занимающихся скупкой и перепродажей краденых вещей.

Значительно увеличивается и штатная численность ППС в городах, формируются отдельные роты ППС. Пересмотрена с учетом анализа уличной преступности, дислокация пеших постов и маршрутов патрулирования. Вводятся дополнительные наряды, несущие службу по охране общественного порядка, которые также обеспечиваются средствами связи.          За счёт сокращения протяженности маршрутов и введения дополнительных нарядов увеличена плотность нарядов.

Совместно с городским и районными штабами ДНД были разработаны схемы дислокации постов и маршрутов передвижных групп дружинников с совмещением участков патрулирования с границами микрорайонов, закрепленных за общественными пунктами охраны порядка.

Организовано проведение ежедневных общегородских инструктажей нарядов милиции, задействованных в плане единой дислокации, руководящим составом УВД СК.

Разработаны рекомендации по обеспечению квалифицированного управления дежурной частью УВД нарядами милиции, схемы блокировки отдельных участков города по задержанию уголовных преступников.

Завершается внедрение прямой телефонной связи дежурных частей РОВД с общественными пунктами охраны порядка и селекторной связи для проведения общих инструктажей дружинников.

В указанный период было завершено внедрение радиосвязи дежурной части УВД СК со службами г.Ставрополя, организована прямая телефонная связь дежурной части УВД с диспетчерскими пунктами автопарка, «Скорой помощи», троллейбусного управления. Был решен вопрос с Исполкомом горсовета г.Ставрополя об установке дополнительного количества телефонов-автоматов в местах наибольшего количества совершения преступлений.

Для профилактики квартирных краж внедрена централизованная охрана с помощью системы «Сатурн», развернута среди населения агитационная работа о возможностях этой системы по охране квартир и гаражей. В течение 1980 г. было установлено пять пультов системы «Сатурн» с подключением на них 500 квартир и гаражей.

Количество коек в медвытрезвителе было увеличено с 35 до 51.

В городах и районах края регулярно проводилась операция «Филътр».

Каждый месяц проводилась проверка лиц, помещавшихся в медицинский вытрезвитель и привлеченных за мелкое хулиганство, на предмет наличия у них охотничьего оружия, с последующим его изъятием.

В целях укрепления паспортного режима и повышения его роли в борьбе с преступностью и розыске скрывшихся преступников в крае стали два раза в год проводиться месячники по поддержанию паспортного режима.

Силами УВД, межобластной школы милиции, РОВД, в краевом центре и Шпаковском районе, проводились ежедекадные рейды по выявлению и изъятию бродяг и другого антиобщественного элемента.

В целях усиления надзора за поведением условно осужденных и условно освобожденных во всех спецкомендатурах города было завершено внедрение системы контроля.

Регулярно силами УВД и администрации городов проверялась организация работы общественных формирований (советов общежитий, советов профилактики по месту работы, товарищеских судов и т.д.).

Совместно с городским комитетом народного контроля 1 раз в квартал силами работников БХСС и общественности проводились рейды по установлению фактов бесхозяйственности, хищений на строительных объектах города, с использованием средств массовой информации.

Была внедрена система «Зеленая волна» для светофоров г. Ставрополя, организовано одностороннее движение транспорта на основных улицах, закрыто движение тракторов и грузовых автомашин с прицепами на улицах Мира, Ленина и Дзержинского.

Все то, с чем мы сталкиваемся в ежедневной милицейской практике сегодня, было заложено и апробировано коллективом УВД края под руководством А.Т.Коновалова в семидесятые – середине восьмидесятых годов.  

Принятые меры позволили сократить к 1980 г. число таких опасных преступлений, как умышленные убийства, разбои, мошенничества, поджоги, автоаварии со смертельным исходом. Преступность по линии уголовного розыска уменьшилась в 17 городах и районах, по наиболее опасным - в 15. Ежегодно улучшилась на 2 - 2,5 % раскрываемость преступлений, наиболее опасных - на 4 – 5 %.22

Семидесятые годы не были гладкими для милиции. Вопросы кадров, их обучения, овладения новыми научными и техническими средствами борьбы с преступностью, увеличение и расширение функций, возлагаемых на органы внутренних дел, со всем этим приходилось иметь дело тогдашней милиции.

К примеру, накануне проведения в феврале 1976 г. в Москве ХХV съезда КПССС были проведены краевая, областная (в КЧАО), городские и районные партийные конференции. В целях обеспечения общественного порядка, безопасности движения и пожарной безопасности в период подготовки и проведения указанных конференций, решением крайкома партии, на милицию края были возложены обязанности: разработать и осуществить специальные мероприятия по обеспечению общественного порядка; согласовать эти планы мероприятий с органами государственной безопасности и доложить партийным и советским органам; обеспечить общественный порядок и безопасность делегатов и гостей съезда при переездах железнодорожным, воздушным и иным транспортом; обеспечить беспрепятственный и безопасный проезд автомашин с делегатами в период работы партийных конференций, а также во время посещений предприятий, учреждений, спортивных и культурно-массовых мероприятий; обследовать состояние дорог и средств регулирования на маршрутах движения, и т.д.

Особо предписывалось письма и заявления трудящихся, адресованные ХХV съезду КПСС и поступившие на рассмотрение в органы внутренних дел, исполнять в самые кратчайшие сроки,  «…особое внимание обращать на рассмотрение жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел».24

В январе 1976 г. утверждается список сотрудников ОВД края, привлекаемых к обеспечению охраны общественного порядка в г. Москве на период подготовки и проведения съезда партии. В списке - 61 фамилия. Командиром отряда был назначен заместитель начальника отдела охраны общественного порядка УВД СК, капитан милиции А.Н.Кузнецов, помощником по тылу - старший лейтенант милиции Анатолий Иванович Касаркин. Ставропольчане честно выполнили свой долг, заслужили награды за образцовое проведение и сопровождение мероприятий съезда.25

Многие бытовые проблемы, в рассматриваемый исторический период, воспринимались как проблемы политического и идеологического характера. Пример тому – проблема распространение венерических заболеваний, ставшее политической только в силу того, что при социализме не было и не могло быть подобного явления в обществе. Соответственно все материалы по данным делам хранились в УВД под грифом «Секретно», в том числе и «Справка о состоянии борьбы органов внутренних дел с вензаболеваниями в крае за 1977 -  первое полугодие 1978 г.». Приведем ее краткое содержание:

«…Выполняя приказ МВД СССР № 0773-77 г. (цифра 0 впереди номера документа, означает его секретность - Прим. авт.) «О мерах по выполнению постановления Совета Министров СССР от 12 мая 1977 г. № 372 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с распространением венерических заболеваний», органы внутренних дел края и подразделения ИТУ активизировали работу по выявлению больных вензаболеваниями, улучшилась связь с медицинскими учреждениями.

В 1 полугодии 1978г. отделами внутренних дел проведен 691 рейд в 1 полугодии 1977 г. - 568 рейдов по изъятию антиобщественного элемента.

За это время задержано 3488 человек (на 1225 чел. больше, чем в 1977г.), из которых 2634 чел. направлены на медобследование (в 1977г. - 1590 чел.).

Из числа лиц, направленных на медобследование, выявлено 465 венбольных (на 20,7% больше, чем в 1977г.)».

На 1 июля 1978 в ИТУ и следственном изоляторе на диспансерном учете состояло 392 венбольных. В исправительно-трудовых учреждениях края систематически проводились телесные осмотры спецконтингента, в необходимых случаях - лабораторные исследования на вензаболевания. В 1998 г. было проведено 4172 обследования и выявлено 82 венбольных. В 1977 г. было выявлено 18 венбольных.26

К 1977 г. относится и одно из самых громких уголовных дел по факту подделки денежных купюр – т..н. «Дело Баранова», которому в Центральном Музее МВД России посвящена отдельная экспозиция.

Нужно сказать, что самое раннее упоминание о конкретном фальшивомонетчике, промышлявшем на Руси, содержится в Новгородской летописи. В «денежном воровстве» был изобличен литейщик и весовщик драгоценных металлов Федор Жеребец, который изготавливал гривны из неполноценного сырья.

Из первых бумажных денежных знаков, вошедших в обращение в России с 1769 г., фальшивомонетчики сразу же начали подделывать ассигнации 75-рублевого номинала. В фальсификации данных бумажных денег были уличены Сергей Пушкин, его брат Михаил и Федор Сукин. Первого, признанного главным соучастником преступления, лишили чинов и дворянства и, переломив на эшафоте над его головой шпагу и заклеймив лоб буквой «В», заключили в крепость. Второй, также лишенный чинов и дворянства, был отправлен в сибирскую ссылку. Третий, способствовавший раскрытию подделки ассигнаций, сослан в Оренбургскую губернию.

В 1812 г. во время похода на Россию Наполеон, вознамерившись подорвать ее денежную систему, взял с собой ассигнации-фальшивки, которые вез в 34 экипажах. Во французском обозе находилась типография, печатавшая поддельные российские 100-рублевые ассигнации. При отступлении французов типографское оборудование было утеряно, однако из денежного обращения страны еще довольно долго изымались фальшивые сторублевки, подделанные весьма искусно.

В середине XIX в. в МВД функционировал спец. отдел по борьбе с фальшивомонетничеством, состоявший из двух подотделов - по внутренним и по международным делам. Руководитель 1-го подотдела Б. С. Безсонов, отправившись под видом странника из Нижнего Новгорода в Сергачский уезд, внедрился в шайку фальшивомонетчиков-старообрядцев и уговорил их выехать для сбыта поддельных денежных знаков в Петербург, где преступная группа была арестована. Возглавлявший 2-й подотдел Ю. А. Юнге сумел выйти на след «денежных воров», подделывавших российские казначейские знаки в Англии. Побывав в зарубежной командировке, Юнге сумел заманить преступников в российскую столицу, где они были арестованы.

По российскому законодательству XIX в фальшивомонетчикам были уготованы суровые наказания. За подделку русских монет причастные к этому должностные лица получали от 10 до 12 лет каторги; за подделку, а также за сбыт или ввоз в страну монет, сделанных в чужих краях, предусматривалось от 8 до 10 лет каторги; за подделку иностранных монет - от 4 до 6 лет каторги. За изменение вида монеты полагалась ссылка в Сибирь.

А. Ф. Кошко, бывший начальник Московской сыскной полиции, в опубликованных в 1929 г. в Париже «Очерках уголовного мира царской России» поведал о разоблачении группы преступников, которые в 1912 г. наладили на подпольной фабрике в Ницце массовый выпуск поддельных кредитных билетов 100-рублевого достоинства и сбывали их в Поволжье и Сибири (Читинский окр.). Следствие выявило, что их непосредственными изготовителями были сбежавшие из Читинской каторжной тюрьмы искусные граверы по камню Левендаль и Сиив, ранее осужденные за подделку 5- и 10-рублевых билетов.

С участием сотрудников отдела уголовного розыска Центрального, административного управления (ЦАУ) НКВД РСФСР в 1922-23 гг. было обнаружено 12 фабрик, печатавших фальшивые денежные знаки в Москве, Киеве, Харькове и др. городах; при проведении оперативных мероприятий арестовано 188 фальшивомонетчиков.

Одним из основных направлений деятельности созданного в 1937 г.Отдела по борьбе с хищениями соц. собственности и спекуляцией (ОБХСС) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР было противодействие фальшивомонетничеству.

В предвоенные годы сотрудники ОБХСС и работники других служб милиции сумели разоблачить ряд организаций фальшивомонетчиков. Только в 1940 были выявлены 4 группы преступников, изготовлявших фальшивые деньги типографским и литографским способами, а также 7 шаек, занимавшихся подделкой денежных знаков вручную.

В годы Великой Отечественной войны милицией было задержано 100 фальшивомонетчиков.

В период проведения денежной реформы 1947 на территории СССР было зарегистрировано 22 случая изготовления фальшивых банкнот. Из обращения и непосредственно у преступников было изъято 1777 поддельных купюр на сумму 53912 руб.

В 1961 г., когда проводилась очередная денежная реформа, на территории Советского Союза было зафиксировано 782 факта фальшивомонетничества.

В апреле 1977 г. на колхозном рынке г. Черкесска, при сбыте партии фальшивых денег сотрудниками Ставропольской милиции был задержан житель г. Ставрополя В. Баранов. За изготовление около 1300 поддельных денежных знаков 25-и 50-рублевого достоинства и сбыт части из них он был приговорен к 12-летнему сроку лишения свободы. При изготовлении купюр Барановым использовался полный производственный цикл - от изготовления бумаги до полиграфии. На изготовленном им оборудовании фальшивые купюры получались даже более высокого качества, чем изготовленные на «Гознаке», что и стало их отличительной особенностью.27

Одним из самых тяжелых, в плане оперативной обстановке, для края стал 1979 год. 

В начале года произошло ЧП. 3 апреля 1979 г. около 2-х часов ночи преступники проникли в дежурную часть отдела внутренних дел исполкома Курского районного Совета народных депутатов и, исполъзуя 3 пистолета марки «ТТ», убили дежурного инспектора, лейтенанта милиции И.Д. Федюрко, помощника дежурного, младшего сержанта милиции В.М. Демиденко и привлеченного на дежурство с автомашиной шофера Курского АТП С.А.Клинчаева. После совершения убийства преступники вскрыли металлические шкафы с оружием, похитили два автомата АКМС без магазинов и патронов, пытались взломать двери помещения ИВС, а затем скрылись. Это преступление раскрывалось органами внутренних дел почти пятнадцать лет, было раскрыто, группа преступников выявлена, арестована и осуждена.28

          Следующим серьезным происшествием еще одно ЧП. На коллегии УВД, состоявшейся 4 октября 1979 г. рассматривался вопрос «О дополнительных мерах по улучшению деятельности службы ГАИ в связи с авиационной катастрофой патрульного вертолета ГАИ К-26». Самыми серьезными последствиями данное происшествие обернулось для ГАИ края, одновременно позволив руководству принять исчерпывающие меры к наведению порядка в службе.29

В «Справке о состоянии профилактической работы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий», подготовленной по данному ЧП, указывается, что по состоянию на 1 января 1979 г. в крае числилось 400,2 тыс. транспортных средств, из которых 94 тыс. государственного и 306 тыс. индивидуального пользования, в т.ч. 8,5 тыс. автобусов, 67,5 тыс. легковых машин, 97,5 тыс. легковых и 222 тыс. мотоциклов. Из этой же справки узнаем, что на тот момент в крае общая протяженность дорог составляла 10329 км, из которых 4147 км. с твердым покрытием, в городах и населенных пунктах 85 перекрестков оборудовано светофорной сигнализацией, на дорогах установлено 9140 дорожных знаков из которых 1730 освещенных, ежегодно на дорогах наносилось 2024 км. разметки проезжей части. Численность работников службы ГАИ составляла 632 штатные единицы.30

Закончился 1979 г. трагически памятным нам событием, сегодня признанным очевидной ошибкой политического руководства страны. В декабре «ограниченный контингент» советских войск был введен в Афганистан.

Первые советские советники МВД, прибыли в Кабул 15 августа 1978 г., вчетвером: генерал Николай Веселков, полковник внутренней службы Вил Безуглов, полковник милиции Александр Клюшников, и переводчик, старший лейтенант милиции Андрей Куликов. Они были направлены в качестве советников МВД Демократической Республики Афганистан по борьбе с уголовной преступностью, а затем в качестве сотрудников Представительства МВД СССР.

Советский Союз поддержал народно-демократическую революцию. Перед МВД СССР, в частности, была поставлена задача помочь революционному Афганистану специалистами. Месяц спустя после апрельских событий в г. Кабуле побывал заместитель министра внутренних дел СССР, наш земляк, Борис Кузьмич Елисов. Генерал рассказывал, что видел на улицах Кабула возбужденно жестикулирующих людей и внешне это воспринималось как радость, всенародная поддержка революции. Он познакомился с руководством только что сформированного МВД республики и понял, что помощь потребуется на всех его важнейших направлениях деятельности: в преобразовании полиции, жандармерии и аппарата управления местными органами власти, что также входило в Афганистане в функции МВД.

С помощью сотрудников МВД была организована охрана важнейших объектов - электростанций, дорог, в том числе перевала Саланг - «Дороги жизни», связавшей Советский Союз и Афганистан. Отдельным участком деятельности стала борьба с бандитизмом и транспортировкой наркотиков на территории Афганистана.

В 1978 – 79 гг. гражданская война продолжала развиваться. Армия была деморализована. Банды душманов совершали налеты, диверсии, убийства, и царандою приходилось на местах вести с ними непрерывную борьбу. В ней активно участвовала и антитеррористическая группа царандоя, созданная вскоре после приезда в Афганистан наших советников - по образу и подобию тех, что организовали в ФРГ после убийства на Олимпийских играх спортсменов Израиля.

С декабря 1979 г. по февраль 1989 г. части Советской армии вели боевые действия на территории Афганистана против вооруженных исламских экстремистов - противников законного афганского правительства. После вступления в военные действия 40-й армии министр МВД Николай Анисимович Щелоков стал добиваться создания в Афганистане Представительства МВД СССР. До этого свое Представительство имел здесь лишь КГБ СССР. В середине 1979 г. туда ввели от МВД в качестве заместителя руководителя Представительства генерала Косоговского. К концу 1980 г. вопрос о Представительстве МВД СССР в Афганистане был решен положительно. Первым его руководителем стал генерал Николай Ефимович Цыганник.

Добываемая по линии царандоя и другими путями информация передавалась непосредственно советским войскам. Именно сотрудники царандоя, работу которого курировали сотрудники МВД, и прикрепленные к его подразделениям в провинциях советники (прежде всего выходцы из службы уголовного розыска) имели возможность добывать наиболее точные сведения о составе, местонахождении, замыслах главарей бандформирований.

В целях усиления этого направления деятельности было создано разведподразделение, получившее название «Кобальт». Оно появилось почти одновременно с действовавшим при Представительстве КГБ СССР «Каскадом». «Кобальт» в начале своего создания имел 23 малочисленные группы разведчиков, разбросанные по всему Афганистану для оказания помощи командованию царандоя. В каждой по семь человек, БТР и радиостанция. Базировались они в брошенных хозяевами имениях-крепостях. Были связаны как с центром, так и с советниками царандоя провинций, имея возможность получать информацию обо всех задержанных и подозреваемых в связях с моджахедами, если надо, то и допросить их. Данные группы непосредственно участвовали в сборе и обработке разведданных,  разрабатывали и помогали проводить многоходовые операции по внедрению информаторов в бандформирования, в лагеря беженцев. В г.Кабуле находилось резервное подразделение «Кобальта», при необходимости его сотрудники отправлялись с заданием в любую точку воюющей страны.

Комплектовался «Кобальт» из оперативных работников уголовного розыска, имевших большой опыт и всесторонне подготовленных. Для начала их подобрали пятьсот человек, командируемых в Афганистан на полгода, затем численность личного состава «Кобальта» дошла до тысячи, и служба их длилась уже год. Много профессионалов, мастеров своего дела, прошло через «Кобальт». Это и его первый командир, сотрудник  ГУУР МВД СССР Бексултан Дзиов, и Виктор Карпов, возглавлявший впоследствии УВД Архангельской области, и Николай Комарь - один из руководителей Московской транспортной милиции. Командиром группы «Кобальт», базировавшейся в г.Кабуле, был одно время и будущий министр внутренних дел Российской Федерации Виктор Ерин, проходил службу в «Кобальте» и А.Т.Волкодав – будущий начальник ГУВД Ставропольского края.31

Долгое время курировал работу сотрудников милиции на территории Афганистана заместитель министра МВД генерал-полковник милиции Б.К.Елисов.

В разное время и с разной продолжительностью выполняли задачи в Афганистане сотрудники органов внутренних дел Ставропольского края в качестве советников различного уровня и инструкторов. Из УВЛ края были командированы и по году провели в Афганистане начальник Нефтекумского ОВД, подполковник милиции А.Т. Волкодав (звания и должности приводятся на момент командирования в Афганистан); зам. начальника Апанасенковского ОВД, подполковник милиции В.З. Федоров; заместитель начальника Труновского ОВД, подполковник милиции Ю.В. Бочкарев; ст. инспектор УБХСС УВД, майор милиции В.К.-Шаповалов; ст. инспектор по особо важным делам УБХСС УВД СК, майор милиции В.Ф. Данильченко; милиционер конвойной службы КЧАО, старшина милиции Н.П. Порелко; инспектор ОРО Октябрьского ОВД, старшина милиции В.Т. Прошин; милиционер Невинномысского ОВД, старшина милиции А.Е. Шлыков; ст. инспектор по особо важным делам УУР УВД СК, майор милиции П. И. Долгов.

Два года служили в Афганистане ст. инспектор БХСС Пятигорского ОВД, капитан милиции А.Ф.Бабич; начальник финансовой части Ессентукского ОВД Евдокименко Галина Тимофеевна; зам. начальника Предгорного ОВД, майор милиции А.Ф. Шунин; зам. начальника Новоалександровского ОВД, капитан милиции А.М. Сосов; инспектор ДПС ОД ДПС УВД КЧАО, мл. сержант милиции В.В. Акимов; зам. начальника Шпаковского ОВД, подполковник милиции И.И. Воронин; милиционер-водитель Ленинского ОВД г. Ставрополя, старшина милиции В.В. Середа. Все они были награждены правительственными наградами Афганистана, Почетными Грамотами МВД СССР.32

Медалью «За боевые заслуги» были награждены: зам. начальника Курского ОВД, подполковник милиции Н.Н. Николенко; инспектор ОУР УВД на КМВ В.В. Дубров; инспектор ОУР УВД на КМВ, ст. лейтенант милиции В.Д. Гунченко; милиционер дивизиона ОВО Промышленного ОВД г. Ставрополя, старшина милиции А.В.Утенков; зам. начальника Минераловодского ОВД, майор милиции И.В. Тенищев; ст. инспектор ОУР УВД СК в г. Пятигорске, капитан внутренней службы В.Н.Захарченко; сотрудник 2-го спецотделения УВД края, ст. лейтенант внутренней службы В.С. Бибик; заместитель начальника Арзгирского ОВД, капитан милиции А.А. Полуянов, сотрудник 2-й спецгруппы УВД КЧАО, ст. лейтенант В.И. Корноенко; оперуполномоченный ОУР УВД в г.Пятигорске, ст. лейтенант милиции А.Н. Филоненко.33

Медалью «За отвагу» были награждены: ст. инспектор отдела «А» УУР УВД края, капитан милиции Ю.В.Белик; зам. начальника ОРО Буденовского ОВД, ст. лейтенант милиции В.В. Попов; милиционер-водитель ОВО Буденовского ОВД, ст. сержант милиции И.М. Княгинин; милиционер - водитель Невинномысского ОВД, сержант милиции А.М. Супрунов; зам. начальника Ленинского ОВД г. Ставрополя, майор милиции П.А. Буняев.34

Орденом «Красной Звезды» были награждены: заместитель начальника Невинномысского ОВД, капитан милиции И.Н. Ишков; зам. начальника ОРО Невинномысского ОВД, майор милиции И.И. Терещенко; ст. инспектор ОУР Ессентукского ОВД, капитан милиции В.А. Никитин; начальник УИТУ УВД, полковник внутренней службы Г.П. Сидоровнин; начальник Ипатовского ОВД, майор милиции В.А. Юшков; зам. начальника УУР УВД, подполковник милиции В.С. Белецкий.35

Сегодня службу в органах внутренних дел продолжают 67 сотрудников, принимавших участие в боевых действиях на территории Афганистана. В их числе начальник боевого отделения отряда милиции специального назначения управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД СК, полковник милиции Александр Олегович Литвиненко, награжденный орденом Красной Звезды; старший оперуполномоченный отделения обеспечения контроля за состоянием оперативной обстановки отдела оперативных проверок оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям ГУВД СК, подполковник милиции Федор Федорович Каменев; старший инспектор по особым поручениям отдела комплектования управления кадров ГУВД, подполковник милиции Валерий Викторович Макеев; заместитель начальника медицинского отдела ГУВД, подполковник внутренней службы Игорь Валентинович Павлов; заместитель начальника - начальник отделения по проведению специальных профилактических мероприятий отдела по борьбе с незаконным оборотом алкогольной, контрафактной продукции и проведению специальных профилактических мероприятий ГУВД, подполковник милиции Александр Алексеевич Рыбальченко.

104 сотрудника органов внутренних дел края, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане, сегодня находятся на пенсии.

В соответствии с Указом Президента Республики Афганистан от 18 апреля 1988 г. 147 сотрудников органов внутренних дел Ставропольского края были награждены медалью «Воину - интернационалисту от благодарного афганского народа», 143 сотрудника УВД края были награждены Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину - интернационалисту».

Примечания к главе 17 «Органы внутренних дел края в семидесятые годы XX века».

1. Министерство внутренних дел. 1902 - 2002. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД. М. 2004.

2. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1970 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 09 том 1, арх. № 41. Л.л. 2, 12.

3. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 70. Л.238.

4. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1975 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 69. Л. 5

5. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1975 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 69. Л. 240.

6. А.К.Киселев. Очерки истории ставропольской милиции. Ставрополь. 1999.

7. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 70. Л.л. 101-107.

8. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 70. Л.94.

9. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 70. Л.л. 96.

10. А.К.Киселев. Очерки истории ставропольской милиции. Ставрополь. 1999.

11. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1974 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021, арх. № 68. Л.л. 33-34.

12. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1979 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 73. Л.л. 9-10.

13. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1974 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021, арх. № 68. Л. 186.

14. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1977 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 71. Л.л. 48 - 50.

15. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1977 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 71. Л.л. 52 - 53.

16. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1977 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 71. Л.л. 24-25, 240 - 242.

17. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1977 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 71. Л.л. 238 - 241.

18. Министерство внутренних дел. 1902 - 2002. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД. М. 2004.

19. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 70. Л 222.

20. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 70. Л.л. 223 - 225.

21. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 70. Л 186.

22. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1975 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 69. Л.л. 107 - 112.

23. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1979 г. 1979 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 73. Л.л. 268 - 270.

24. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1980 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 74. Л.18.

25. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1976 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 70. Л.46.

26. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1977 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 71. Л.14.

27. МВД России. Энциклопедия. М. 2002.

28. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1979 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 73. Л.л. 26 - 30.

29. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1979 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 73. Л.л. 112 - 114.

30. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1979 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 73. Л.л. 25 - 26.

31. Интернациональная миссия. Воспоминания советников МВД СССР. М. 1999., Война в Афганистане. М. 1991.

32. ГУВД СК. Журнал учета заграничных командировок сотрудников УВД.

33. ГУВД СК. Журнал учета выдачи государственных наград.

34. Там же.

34. Там же.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России