Глава 18 Органы внутренних дел края в восьмидесятые годы ХХ века

Ситуацию в органах внутренних дел в восьмидесятые годы ХХ века будет легче понять и оценить, если охарактеризовать социально-политическое положение страны в тот период, который условно делится как бы на две эпохи - «до перестройки» и «перестройка». Первую еще относят к «эпохе застоя», вторая – связана с реформированием экономической и политической системы странны периода М.С.Горбачева.

Неэффективность советского экономического механизма привела к снижению главных экономических показателей, среднегодовой производительности труда, замедлении темпов роста национального дохода. Не оправдали себя и серьезные структурные изменения в аппарате управления аграрным сектором экономики, начатые еще в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Принятое в феврале 1979 г. Положение о производственном объединении в сельском хозяйстве, реально стало осуществляться только в 1982 г. Агропромышленные объединения, как и большинство экспериментов того времени, не смогли разрешить накопившихся проблем сельского хозяйства и уже к 1985 г. практически прекратили свое существование. К середине 1980-х гг. были исчерпаны и ресурсы нефтедолларов.1

Явления в экономике болезненно отражались на социальных процессах в обществе, хотя, в целом, социальная политика советского государства развивалась поступательно и давала на первый взгляд позитивные результаты. Средняя заработная плата рабочих и служащих с 97 руб. в 1965г. увеличилась до 190 руб. в 1985 г., а с учетом выплат льгот из общественных фондов потребления (социальная сфера, включающая расходы на медицину, образование, культуру, спорт и т.д.) до 269 руб. в месяц. Еще стремительнее росла оплата труда колхозников. С 51 руб. в 1965 г. она увеличилась до 153 руб. в 1985 г., а с учетом выплат льгот из общественных фондов потребления - до 223 руб. в месяц. При этом следует учесть, что цены на основные услуги и товары за эти годы росли медленно, их увеличение было незначительным, а на некоторые виды товаров и услуг цены поддерживались на неизменном уровне в течение десятилетий.2

Возросло качество медицинского и санаторного обслуживания. Страна впервые в мировой практике приступила к решению важной социальной задачи - полностью обеспечить и городских, и сельских жителей всеми видами высококвалифицированной медицинской помощи, добиться всеобщей диспансеризации населения с целью раннего выявления и предупреждения заболеваний. Серьезные сдвиги происходили в решении продовольственно проблемы: по данным Организации ООН в области сельского хозяйства и продовольствия (РАО) в середине 1980-х г.г. СССР входил в десятку стран  мира с наилучшим типом питания.3

Реальные доходы населения за 1970-е г.г. возросли на 46 %, сумма вкладов населения в сберкассы только в одной девятой пятилетке увеличилась в 2,6 раза и продолжала расти, меняется потребительский спрос населения: большим спросом начинают пользоваться более качественные и дорогие товары.

Вместе с тем, в 1970-80-е гг. советский рабочий получал в виде заработной платы лишь около трети стоимости созданного им продукта. Средства, отторгнутые из фонда потребления, направлялись в развивающийся бурными темпами военно-промышленный комплекс, на «стройки века», вкладывались в «интернациональную помощь».

Определенным образом решался и всегда остро стоявший квартирный вопрос. В то время каждый год свои жилищные условия улучшали 10 - 11 млн. чел. Однако, усилия в области улучшения жилищных условий были недостаточны. Набиравшая темпы урбанизация вела к росту количества городов и укрупнению масштабов городских поселений. Это вело к увеличению городского населения, численность которого выросла со 136 млн. в 1970 г. до 180 млн. чел. в 1985 г. при естественном сокращении сельского населения. В свою очередь менялась и социальная структура общества, увеличивались численность и удельный вес рабочих и служащих при соответствующем сокращении крестьянства.4

Отсутствие должной гибкости в решении социальных проблем, неспособность руководства страны своевременно и правильно оценивать быстро изменяющуюся социально-экономическую ситуацию в обществе вели к росту социальных противоречий. Следствием многих допущенных руководством страны ошибок, противоречивостью шагов «брежневского» руководства внутри страны стали трудности в социальной сфере восьмидесятых годов.

Различные слои населения, особенно молодежь, все более критически относились к происходящему, проникались равнодушием к официальной пропаганде «достижений развитого социализма». Социальные блага, которые гарантировал советский строй, такие как охрана материнства и детства, право на бесплатное образование и квалифицированную медицинскую помощь, труд по избранной специальности, пенсионное обеспечение, жилье и многое другое, - все это воспринималось уже не как следствие социального устройства и целенаправленной политики советского государства, а как нечто само собой разумеющиеся, естественное, данное человеку от рождения и неотчуждаемое ни при каких условиях. Большинство населения просто не в состоянии было реально оценить эти блага.

В то же время уже обозначился разрыв между основной массой народа и верхами советского общества, живущими «двойной жизнью», «двойной моралью». Свое возрастающее влияние на ситуацию в стране оказывала и теневая экономика. Свойственная ей криминализированная психология начинает воздействовать на повседневную психологию самых разнообразных социальных групп от номенклатуры до творческой интеллигенции и студенчества. Появляются врачи, лечившие по месту своей службы за дополнительную плату, укрепляется рынок репетиторских услуг в сфере образования, распространяется практика предоставления услуг по повышенным тарифам, в товарный оборот включается принадлежавший гражданам жилищный фонд. По оценкам эскспертов к середине 1980-х гг. треть спроса населения  страны на услуги погашалась частными лицами. При этом только четвертую часть незарегистрированных услуг специалисты относили к уголовно наказуемым. Остальные компенсировали неразвитость бытового и других секторов обслуживания населения. Государство само было заинтересовано в существовании скрытых экономических форм поощрения и поддержки. По приблизительным оценкам капиталы теневой экономики в начале 1980-х гг. оценивались в 80 млрд. руб.5

И как итог, росла социальная апатия в обществе, неверие в идеалы социализма, что выражалось в различных формах и видах диссидентства, всплеске интереса к нетрадиционным религиям, движениям, течениям, к «блатной» субкультуре.

Происходившее в обществе находило отражение в жизни отдельного края, города, села, станицы, отдельного гражданина. Через историю того времени и рассмотрим историю органов внутренних дел Ставрополья.

Скорбным, но памятным событием 1980 г. в истории милиции Ставрополья стало зачисление навечно в списки личного состава Ленинского РОВД г. Ставрополя участкового инспектора, лейтенанта милиции Ивана Борисовича Кирина и шофера-милиционера Грачевского РОВД, сержанта милиции Виктора Владимировича Литвиненко, погибших при исполнении служебных обязанностей, при задержании вооруженных преступников. Такое решение вынесло общее собрание коллективов ОВД Ленинского и Грачевского исполкомов и ходатайствовали о нем перед Коллегией УВД СК Соответствующее решение Коллегия приняла 30 января 1980 г. и сотрудники милиции, награжденные орденами «Красной Звезды» были навечно зачислены в списки ОВД.6

В апреле 1980 г. Указом Президиума ВС СССР медалью «За отличную службу по охране общественного порядка» был награжден милиционер Ставропольского ОВД, старшина милиции П.В.Фатнев, за задержание особо опасного преступника.7

Для всей страны 1980 год стал годом московской Олимпиады. Не была исключением и ставропольская милиция. Уже в январе Коллегия УВД края рассмотрела вопрос о ходе подготовки к «Олимпиаде – 80». Было отмечено, что: «…выполняя распоряжение Крайисполкома от 16 мая 1979 г. об усилении надзора за движением транспорта на государственной дороге Ростов-Баку в год «Олимпиады-80», отделом ГАИ УВД СК разработаны схемы управления патрульно-постовыми нарядами ГАИ, их взаимодействие с другими службами милиции, медицинскими учреждениями, ремонтно-техническими и дорожными службами. Проводится отбор и обучение наиболее подготовленных сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ для использования на маршрутах движения транспорта гостей и участников «Олимпиады-80»».8

В справке было отмечено, что по отдельному, разработанному совместному со Ставропольским авиаотрядом плану, организовано вертолетное патрулирование государственной дороги, дополнительно организовано 3 двухсменных поста ГАИ, завершается обустройство светофоров на наиболее опасных участках, замена дорожных знаков и указателей на новые.

В этом же документе отмечалось, что «…вместе с тем, совершение 27.01.80 г. на 403 км. госдороги Ростов-Баку водителем автобуса «Икарус-255» Армавирского АТХ-1715 дорожно-транспортного происшествия с большим количеством погибших, происшедшего в результате отклонения автобуса влево, съезда на лед и последующего затопления в канале, указало на еще недостаточное совершенство организации дорожного движения на этом участке дороги. Большего напряжения и ответственности требуется от подразделений и сотрудников ГАИ, обслуживающих дорогу».

Еще весной, 18 апреля 1980г. было принято специальное решение УВД края «О подготовке личного состава, привлекаемого для несения службы в период Олимпиады в г. Москве», в котором отмечалось, что уже сформировано подразделение для охраны общественного порядка в период проведения ХХII Олимпийских игр в г.Москве. В состав подразделения было отобрано 40 сотрудников ГАИ, 20 участковых инспекторов, 28 милиционеров патрульно-постовой службы, 9 сотрудников уголовного розыска. В марте 1980 г. сотрудники прошли трехнедельные учебные сборы. В июле отряд был направлен в Москву.9

В июне 1980 г. принимается решение «О состоянии работы органов внутренних дел на Кавминводах по выполнению требований Постановления ЦК КПСС от 2 августа 1979 г., приказов МВД СССР 0683-79 г. и 0140-75г. и укреплению правопорядка в период летнего курортного сезона и Олимпиады-80 в свете указаний Первого заместителя министра внутренних дел СССР генерал-лейтенанта т.Чурбанова Ю.Л.», поставившее перед личным составом ОВД курортных городов четкие задачи.10

В начале восьмидесятых годов продолжалось уделяться внимание улучшению материально-технической базы органов внутренних дел Ставропольского края:

- было построено новое трехэтажное здание УВД на КМВ со стрелковым тиром; намечено строительство в 1982 г. спортивного зала;

- осуществлена надстройка четвертого этажа административного здания для аппарата КрайГАИ;

- расширено и благоустроено служебное помещение следственного отделения СУ УДД по расследованию дорожно-транспортных происшествий;

- построен спортивный зал и гаражи в межобластной школе милиции;

- сданы в эксплуатацию новые благоустроенные 3-х этажные здания Изобильненского и Черкесского ОВД, 2-х этажные здания Хабезского и Минераловодского районного ОВД;

-  расширены и реконструированы помещения Предгорного, Шпаковского, Прикубанского, Кочубеевского, Георгиевского, Нефтекумского РОВД;

- продолжилось строительство и расширение зданий Невинномысского ОВД, где в 1982г. были сданы в эксплуатацию общежитие на 60 мест, спортивный зал, стрелковый тир, гаражи и мастерские по ремонту техники;

- завершено строительство благоустроенного 5-ти этажного здания Буденновского ОВД с большими актовым и спортивным залами, стрелковым тиром, общежитием на 60 мест, столовой, учебными классами для взвода ППС и других подразделений, гаражами и мастерскими;

- после окончания строительства стрелкового тира и отдельно стоящего типового спортивного зала, начата надстройка третьего этажа служебного здания Грачевского ОВД, которая была сдана в эксплуатацию в 1983 г.

Многое было сделано по строительству, расширению и благоустройству помещений служебного и культурно-бытового назначения для личного состава в ИТК №№ 1,2,3,4,9.11

На Коллегии УВД Ставропольского крайисполкома 25 апреля 1981 г. были подведены итоги работы за десятую пятилетку. Сама того не подозревая, коллегия подвела итог целой эпохи в развитии органов внутренних дел Ставрополья, того уникального явления, которое сегодня с гордостью называется «советская милиция».

За 5 лет по Ставропольскому краю темпы роста уголовной преступности в сравнении с 1975 г. сократились с 18,7 до 2,8 %. Снизилась доля имущественных преступлений, групповой и бытовой преступности. Сократился удельный вес уличной преступности, преступлений, совершенных в состоянии опьянения, несовершеннолетними и ранее судимыми. Общая раскрываемость в крае повысилась на 10,7 %, наиболее опасных преступлений на 18 %. Остаток нераскрытых преступлений сократился более чем на одну треть. Была усилена борьба с хищениями, безхозяйственностъю, у расхитителей изъято и возвращено государству 5 мил. руб., что в по тем временам составляло просто астрономическую сумму.

Тем не менее, за пять лет количество преступлений возросло на 25,7 %. Наибольший рост преступности отмечался в городах Георгиевске, Пятигорске, Невинномысске, Зеленчукском, Левокумском районах.12 Одной из причин роста преступности в этих городах и районах стало привлечение на масштабные стройки, которые тогда велись в крае, контингента условно осужденных и условно освобожденных, с условием обязательного их привлечения к труду. В народе их называли «химики», так как в основном они были задействованы на строительстве и при функционировании различных объектов химического производства.

На стройках и предприятиях края в 1982 г. трудилось около 10 тыс. человек условно осужденных и условно освобожденных, большая часть из них работала на строительстве важнейших народнохозяйственных объектов «Главставропольпромстроя», производственного объединения «Азот», Прикумского завода пластмасс, строительстве Большого Ставропольского канала, Терско-Кумской оросительной системы и ряда промышленных предприятий в г.Ставрополе. Только за половину 1982 г. рабочими этой категории было произведено строительно-монтажных работ более чем на 26 млн. руб.

Задачами органов внутренних дел совместно со строительными организациями были меры по упорядочению системы распределения осужденных на стройки (предприятия), создание им надлежащих жилищно - бытовых условий, повышение эффективности их трудового использования. В течение трех лет более 32 тыс. условно - осужденных и условно освобожденных прошли через стройки и предприятия края. Каждый седьмой осужденный после окончания срока обязательного привлечения к труду закрепился на стройках (предприятиях) в качестве постоянных рабочих и служащих. Среди них и был высок уровень рецидивной преступности. Наиболее неблагоприятная обстановка среди осужденных была в городах Черкесске («Карачайчеркеспромстрой»), Невинномысске (трест «Ставропольхимстрой»), Буденновске (трест «Промстрой-2»), где была сосредоточена основная масса поднадзорных (56,8 %).13

В 1982 г. приказом начальника УВД СК был создан питомник служебных собак, в штатах которого было предусмотрено 14 должностей (начальник, инспектор-кинолог, 5 - младших инспекторов-кинологов, ветеринарный фельдшер, 4 - вожатых служебных собак, повар спецкухни, водитель). В 1988 г. приказом начальника УВД СК создается уже Объединенный питомник служебных собак, в штаты, которого дополнительно вводится должность старшего инспектора-кинолога.

Одной из проверок милиции на готовность к действиям в условиях массовых беспорядков стали волнения сентября 1982 г.в станице Преградной Урупского района Карачаево-Черкесской автономной области. Они начались после того, как рабочий одного из предприятий, русский по национальности, управляя мотоциклом «Ява», совершил наезд на подростка, карачаевца, который о полученных трамв скончался в больнице. На следующий день виновник наезда исчез, и после поисков был обнаружен повешенным на окраине районного центра. По подозрению в самосуде были задержаны родственники подростка. К этому времени закончилась рабочая смена на предприятиях, на площади у здания РК КПСС собралось около 1500 граждан, высказывались требования о выселении лиц карачаевской национальности. Затем толпа направилась к зданию районного отдела внутренних дел с требованием выдачи задержанных по подозрению в убийстве.

УВД края был введен в действие оперативный план «Метель», создан краевой штаб по руководству операцией. По тревоге был поднят личный состав УВД СК и УВД КЧАО, ряда органов внутренних дел края. По мере осложнения обстановки для предупреждения и пресечения возможных эксцессов в станицу Преградную поэтапно вводились силы и средства органов внутренних дел. Были направлены пять бригад сотрудников, 12 экипажей патрульных машин ГАИ, часть состава УВД и горрайорганов автономной области. Личному составу было дано указание оружие не применять, воздерживаться от актов физического воздействия в отношении граждан. В течение двух суток обстановку удалось нормализовать.14

Последовавшие в конце 1982 г. организационные изменения в органах внутренних дел края были следствием  изменений, произошедших в МВД СССР после отстранения от должности в декабре 1982 г. Н.А. Щелокова, возглавлявшего министерство более 16 лет. В органы внутренних дел были направлены 150 работников КГБ во главе с бывшим председателем Комитета государственной безопасности В.В.Федорчуком и его заместителем по кадрам В.Я. Лежепековым. Перед ними была поставлена задача «…навести порядок в милиции и других службах и подразделениях внутренних дел».

С приходом нового руководства началась масштабная замена кадров, как в центральном аппарате, так и в органах внутренних дел на местах. Основным инструментом кадровой политики стали служебные наказания сотрудников, не всегда продуманные замены руководства в управлениях и отделах. В повседневную практику вошли технические методы контроля за сотрудниками. Против целого ряда сотрудников были возбуждены уголовные дела. Это привело к быстрому «размыванию» профессионального ядра кадров в уголовном розыске и других милицейских службах республиканских, краевых, областных, городских и районных подразделений внутренних дел. Подобная же практика наблюдалась и при проверке деятельности региональных органов внутренних дел.

Несмотря на недостаточную доказательность заявлений о массовой преступности и коррупции в органах внутренних дел, разнообразные «чистки кадров» не прекращались на протяжении трех лет. Не утихала организационно-штатная лихорадка в службах и подразделениях ОВД. За эти годы многое из того нового, что с огромным трудом создавалось и формировалось в минувшие 16 лет, было утрачено.

С приходом к руководству МВД СССР В.В. Федорчука была проведена массовая чистка рядов милиции. Не миновала эта участь и уголовно-розыскную систему. В декабре 1983 г. была упразднена не успевшая еще твердо встать на ноги служба профилактики преступлений. Участковые инспектора были выведены из состава уголовного розыска и вновь включены в систему охраны общественного порядка (ныне - служба милиции общественной безопасности). В 1982г. из уголовного розыска выбыло 4,5 тыс. работников. Еще большее число было уволено из других подразделений.

Повсеместно предпринимались меры к замене их новыми кадрами. Пополнение кадров шло по уже испробованному ранее  пути - объявлялись партийные и комсомольские мобилизации. Этот принцип пополнения кадров милиции мог дать только кратковременный эффект. Пришедшие на службу в милицию не по глубокому внутреннему убеждению, как правило, долго там не задерживались. Об этом можно судить хотя бы по статистическим данным: из 82 тыс. чел., уволенных в 1984 г., 7,4 тыс. служили первый год. Всего с 1982 по 1986 гг. за нарушение законности, дисциплины, по служебному несоответствию из МВД была уволена 161 тыс. сотрудников, в том числе 4700 начальников ГРОВД (т. е. практически все), основного звена системы органов внутренних дел.15

Положение с кадрами негативно сказывалось на результаты борьбы с преступностью. Коллегия УВД края, подводя итоги 1982г., была вынуждена констатировать, что в крае не снижается доля имущественных преступлений, в первую очередь таких, как разбойные нападения на водителей автомашин, ограбления квартир граждан, кражи и угоны автомототранспортных средств. Обострилась проблема борьбы с кражами и хищениями скота. В 1982 г. число таких краж увеличилось на 15 %, раскрываемость их ухудшилась. Значительно повысилась доля преступлений против личности, особенно таких опасных, как умышленные убийства и изнасилования. Уличная преступность увеличилась в 27 городах и районах края, в том числе и в городах Кавминвод до 70 %.15

Ухудшилась ситуация и на дорогах края. Поводом для постановки вопросов о стиле работы УВД края на Коллегии УВД Ставропольского крайисполкома стало серьезное дорожно-транспортное происшествии с тяжкими последствиями, произошедшее на ул.Вавилова краевого центра. 10 апреля 1983 г. в г.Ставрополе на ул.Вавилова произошло столкновение двух маршрутных автобусов, принадлежащих СПАТП-1. В результате автоаварии один из автобусов был опрокинут с моста, при этом 37 человек погибли, а 42  получили ранения, из них 5 человек скончались в больницах. Общее количество жертв составило 42 человека. Предварительным расследованием было установлено, что автоавария произошла из-за неправильных действий обоих водителей. Кроме того, при расследовании были выявлены отдельные обстоятельства, способствовавшие созданию аварийной ситуации: один из водителей имел малый стаж работы, второй - малый опыт работы на автобусах.

Хотя основным фактором происшествия явились и вина водителей и дорожные условия, так как на мосту по ул. Вавилова, где произошло ДТП, отсутствовали необходимые удерживающие ограждения, состояние дороги было неудовлетворительным, дорожное полотно было слишком узким, карательные меры коснулись прежде всего сотрудников милиции. Происшествие получило огромный общественный резонанс, нужны были виновники случившегося и их «нашли». Решением Коллегии было наказано более 20 сотрудников различных служб УВД края.17

10 сентября этого же года произошло еще одно ЧП. Во Дворце культуры Черкесского завода резино-технических изделий, во время проведения дискотеки, группой молодежи были совершены дерзкие хулиганские действия, которые пытались пресечь милиционеры ППС и прибывший на помощь дополнительный наряд милиции. Локализовать хулиганские проявления даже после применения оружия сотрудникам милиции не удалось, и они  вынуждены были уехать за помощью в ОВД. Тем временем хулиганы продолжали бесчинства, как в помещении Дворца культуры, так и около него. Групповое нарушение общественного порядка было пресечено только прибывшим усиленным нарядом милиции с двумя пожарными автомашинами.18

Обеспокоенность напряженным положением в крае, со стороны руководства МВД СССР, выразилась в том, что 4 - 5 октября 1983 г. в г.Ставрополь приехал сам  Министр МВД СССР генерал армии В.В.Федорчук. После его рабочей поездки состоялась Коллегия УВД края с повесткой дня «О мерах организационного обеспечения исполнения установок Министра внутренних дел СССР генерала армии тов. Федорчука В.В., данных им в период пребывания в г. Ставрополе». Основной лейтмотив Коллегии весьма ясен и показателен. Идет укрепление дисциплины. Прежде всего – укрепление работы аппарата, уровень организационного обеспечения исполнения приказов и указаний министерства.19

Усиливается политико-воспитательная работа в органах внутренних дел. В мае 1983 г. Политбюро ЦК КПСС принимает решение о создании в системе МВД СССР политических отделов, а 17 ноября уже утверждается Положение о политических органах в структуре МВД. Именно на них и возлагалась политико-воспитательная работа среди личного состава. В каждом ОВД предусматривалась при штатной численности личного состава от 40 до 200 чел. введение должности заместителей начальников по политчасти, а при наличии более 200 чел. – создание политических частей. Данные мероприятия были направлены на укрепление дисциплины, на повышение требовательности при отборе кадров для службы в органах внутренних дел, на повышение уровня образования сотрудников. В это же время Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел, в его 6-й редакции, направленный на повышение боевой способности милиции, повышение требований соблюдения законности.

1985 г. становится рубежом, разделяющим историю государства на части «до перестройки» и «после перестройки». 10 марта 1985 г. после смерти К.У.Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. На апрельском Пленуме ЦК КПСС (23 апреля 1985 г.) он объявил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны». В этот период формулируются новые понятия «гласность» и «перестройка», вначале воспринимаемые советским обществом как очередная политическая кампания, что во многом оказалось верным, так как основной ошибкой руководства было то, что назревшие в стране экономические проблемы по-прежнему пытались решать преимущественно административными методами.

Экономические преобразования намечалось осуществлять на основе новой инвестиционной  и структурной политики. Главным объявлялось ускорение развития машиностроения, особое внимание уделялось активизации «человеческого фактора», через укрепление дисциплины и стимулирования новых форм труда.

Одним из первых шагов, направленных на достижение поставленных задач, явилось Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Закон «О госприемке». Чрезвычайно показательна для первого этапа реформ антиалкогольная кампания. Постановка вопроса о борьбе с пьянством и алкоголизмом в мае 1985 г. свидетельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы, имевшей глубокие экономические, политические, социальные корни, оказывавшей крайне негативное влияние на нравственное состояние общества, в целом. Однако торопливость и непродуманность предпринятых мер, привела к тому, что, как позже писал сам М.С. Горбачев «негативные последствия антиалкогольной кампании превзошли ее плюсы».20

Особенно широко, непоследовательно, с излишней ретивостью, массовыми «перегибами» проводилась эта кампания на Ставрополье - родине генерального секретаря. Иногда доходило до анекдотов. Весь краевой центр насмешила смена вывески на одном из магазинов в центре города, где на месте «Вино-водка» стала красоваться вывеска магазина для самодельщиков «Сделай сам».

Антиалкогольная кампания добавила милиции края столько работы, что до сих пор вспоминаются милицейские оцепления у двух магазинов, в которых торговали спиртным на г.Ставрополь; постоянные выезды на массовые побоища в водочных очередях; на ежедневные случаи отравления спиртовыми суррогатами.

Сразу после принятия указанного Постановления, центр тяжести по его реализации, сместился на проведение милицейских рейдов и проверок торговой сети, частных лиц, торгующих самогоном, хозяйств, производящих винно-водочную продукцию, усиление мер борьбы с «пьяной преступностью» с расследованием обстоятельств того, где преступником либо нарушителем приобреталось спиртное, вплоть до контроля за проведением традиционных мероприятий с использованием спиртного - свадеб и поминок.

Коллегия УВД края, рассматривая вопрос о состоянии борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения в свете требований очередного Постановления ЦК КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма и мерах по активизации этой работы», отмечала, что в ходе проведенных мероприятий произошло снижение преступности на почве пьянства в 29 из 46 городах и районах края (на 63 %;), в т.ч. в г. Ставрополе ( на 12,4 %) и КЧАО (на 20,6 %). Особо отмечалось сокращение совершенных на этой почве преступлений в общественных местах (-12,9%), грабежей и разбоев (-17,3%), хулиганских проявлений (-12,7%) и автоаварий по вине пьяных водителей (-23,5%). Работниками милиции было в 2,2 раза больше выявлено фактов самогоноварения. У граждан было изъято более 36 тыс. литров самогона и 314 самогонных аппаратов.21

Помимо развития самогоноварения, роста преступности и озлобленности людей, массированная антиалкогольная кампания привела к ухудшению экономической ситуации в хозяйствах занимающихся виноделием, вырубанию виноградников, а в итоге к резкому сокращению бюджетных поступлений, что явилось одной из причин финансовой разбалансированности. За период  с 1985 по 1988 г. госбюджет не досчитался около 67 млрд. руб. Только к началу 1988 г. бюджет недополучил 37 млрд. рублей. Руководство страны было вынуждено отступить. В 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась. Уже в 1989 г. доходы от продажи алкоголя превысили уровень 1984 г., начало стабилизироваться положение и в восточных хозяйствах края - традиционных центрах виноделия.22

На основании Закона «О госприемке» на всех крупных промышленных предприятия страны были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции.

Параллельно шала замена кадров и укрепление власти новой элиты, команды М.С.Горбачева. К началу 1987 г. было заменено 70 % членов Политбюро, 60 % секретарей областных партийных организаций, 40 % членов ЦК КПСС. В феврале 1986 г. состоялся знаменитый XXVII КПСС, изменивший программу партии, сменивший курс с построения коммунизма на совершенствование социализма, обещавший предоставить каждой семье отдельную квартиру, удвоить к 2000 г. экономический потенциал страны, одобривший Закон о трудовых коллективах и ставший последним  партийным съездом в истории страны.

В 1987 г. была официально провозглашена политика «гласности», позволившая средствам массовой информации начать широкую кампанию критики существующего общественного порядка в стране и истории советского государства. В 1988 г. произошел буквально взрыв интереса к историческому прошлому страны. Однако постепенно он перерастал в отрицание опыта и достижений народа за весь советский период истории, что порождало у значительной части общества ощущение тупика, в которой в итоге оказалась страна.

Несмотря на ухудшающееся социально-экономическое положение в стране, руководство государства продолжало проводить различного рода «имиджевые» мероприятия - «дни городов» (идея М.С.Горбачева), международные молодежные и спортивные форумы. Началась широко разрекламированная школьная реформа, которая первоначально вызвала большой энтузиазм у населения.

В 1985 г., в связи подготовкой к предстоящему XII Всемирному Фестивалю молодежи и студентов в г. Москве,  27 мая был утвержден состав специального отряда милиции УВД Ставрополъского крайисполкома, направляемого для охраны общественного порядка во время проведения фестиваля. В составе отряда было более 60 человек, милиционеров ППС, водителей, механиков, инспекторов ДПС, ОВИР, ПДН.23

В ноябре 1985 г. органы внутренних дел края проводили мероприятия по подготовке и проведению краевой партийной конференции и XXVII съезда КПСС.

В 1986 г. начальником УВД Ставропольского края был назначен генерал-майор Александр Васильевич Сергеев.

Сергеев Александр Васильевич

генерал-майор запаса

Сергеев Александр Васильевич родился в 1935 г. в с. Архиповское Прикумского района Ставропольского края. В 1966 г. окончил исторический факультет Ставропольского государственного педагогического института.

С октября 1955 г. по сентябрь 1958 г. проходил службу в армии (Черноморский флот). С ноября 1958 г. работал инструктором РК ВЛКСМ Советского района Ставропольского края. В октябре 1959 г. избран вторым секретарем РК ВЛКСМ с. Советское Советского района. С февраля 1960 г. - инструктор крайкома ВЛКСМ.

С сентября 1961 г. по 1963 г. А.В.Сергеев работал заведующим отделом спортивной и оборонно-массовой работы крайкома ВЛКСМ, затем инструктором крайкома ВЛКСМ.

В 1965 г. поступил на высшие курсы КГБ при Совете Министров СССР в г. Минске. С января 1966 г. по сентябрь 1967 г. - сотрудник УКГБ при СМ по Ставропольскому краю. С 1967 г. - старший сотрудник УКГБ при СМ СССР по Ставропольскому краю.

В сентябре 1969 г. А.В.Сергеев был назначен заместителем начальника отделения УКГБ при СМ СССР по Ставропольскому краю. В апреле 1974 г. - начальник отдела УКГБ. С октября 1978 г. - занимает должность секретаря парткома УКГБ.

В августе 1979 г. вновь назначается начальником отдела УКГБ. С марта 1983г. по март 1986 г. А.В.Сергеев занимает должность заместителя начальника УКГБ по Ставропольскому краю. С 1986 по 1992 год - начальник УВД края.

Награжден орденом Красной Звезды, шестью медалями. Живет в г. Ставрополе.24

В ночь с 25 на 26 апреля 1986г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв, взорвался один из реакторов. Загрязнению радиоактивным цезием подверглась территория в 130 тыс. кв. км, на которой проживало 4,9 млн. человек (ряд областей Украины, Белоруссии и России). Сотни военнослужащих, милиционеров и пожарных, принимавших участие в ликвидации последствий этой страшной катастрофы, погибли от лучевой болезни. Последствия трагедии могли быть еще страшнее, если бы не смелые и решительные действия первых двух караулов, по тревоге сразу же выехавших к месту аварии. Это дежурный караул В. Кибенка и караул В. Правика. Принявших первый огненно-радиационный удар было 28 человек. Бойцы и командиры выполнили свой долг до конца. С крыши реактора их уже снимали товарищи. Еще никто толком не знал, что будет дальше и какими могут быть последствия аварии, а пожарные, пораженные радиацией, уже умирали в госпитальных палатах.

Имена павших героев, бойцов первого эшелона: Владимира Правика, Виктора Кибенка, Владимира Тишуры, Василия Игнатенко, Николая Тытенка, Николая Ващука, навсегда сохранятся в благодарной памяти людей. Мужественно и самоотверженно действовали военнослужащие внутренних войск и сотрудники органов внутренних дел во время аварии и ликвидации ее последствий.25

На всех этапах операции по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы принимали участие сотрудники органов внутренних дел Ставропольского края. Сегодня проходят службу в органах и подразделениях ГУВД СК участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС: Лужецкий Виктор Александрович - зам.начальника ФЭУ ГУВД СК, Салищев Валерий Алексеевич - зам.начальника ОБП ПСИР, Павлов Игорь Валентинович - УЦ ГУВД СК, Гайворонский Олег Геннадьевич - инспектор службы СР ГИБДД ГУВД СК, Грабовский Александр Борисович - Кировский ОВД, Селиверстов Андрей Аликович - УЦ Невинномысск, Лютов Владимир Николаевич- УВД г. Пятигорска, Косенко Владимир Георгиевич - Георгиевский ПВС, Макаров Олег Викторович - СБ ДПС Ессентуки, Щеглов Владимир Федорович - СП ГИБДД Ставрополь, Яровой Александр Дмитриевич, Яровая Ирина Ивановна - Ипатовский ОВД.26

Чернобыльская атомная электростанция, как и все АЭС страны, охранялась подразделением внутренних войск под командованием подполковника В.И. Бирюкова. Когда произошел взрыв на 4-м энергоблоке, личный состав не растерялся, остался на своих постах, проявляя выдержку и мужество, хотя каждый военнослужащий осознавал всю опасность случившейся аварии. Подразделения внутренних войск, продолжая охранять АЭС, несли службу и по охране 30-км зоны, из которой были эвакуированы местные жители. Войсковые наряды делали все возможное, чтобы не допустить паники, присутствия посторонних в зоне повышенной радиационной опасности, предотвратить разграбление оставленного населением имущества и материальных ценностей.

Зона была огорожена 30-км проволочным забором, установленным саперным батальоном дивизии им. Ф.Э. Дзержинского менее чем за полтора месяца. Было построено 6 военных городков для подразделений, взявших под охрану весь периметр.

В ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы участвовало 18,5 тыс. сотрудников ОВД и 14,5 тыс. военнослужащих внутренних войск. Сразу, 26 апреля 1986 г., в МВД СССР был создан Оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (руководитель генерал-лейтенант внутренней службы В. П. Трушин). Самое деятельное участие в руководстве силами и средствами МВД принял Б.К.Елисов, в то время бывший заместителем министра МВД СССР. Под руководством Правительственной комиссии ОВД и ВВ обеспечили 27 апреля 1986 г. эвакуацию населения г. Припяти, а позднее из других населённых пунктов, в ближайшей (в радиусе 10 км) и дальней (30 км) зонах вокруг АЭС. Было эвакуировано 116 тыс. человек Силами противопожарной службы было дезактивировано свыше 3 млн. кв. м территории, откачано 63 тыс. куб.м радиоактивной воды, для бетонных работ подано 320 тыс. куб. м воды.27

Среди нынешних пенсионеров органов внутренних дел Ставропольского края, бывшие сотрудники милиции - участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС: Андреев Александр Михайлович, Пащенко Константин Петрович (г.Светлоград), Андрющенко Николай Иванович, Голубенко Николай Николаевич (г.Лермонтов), Бачурин Дмитрий Григорьевич (г.Минеральные Воды), Голицын Андрей Васильевич (Труновский р-н), Голубев Владимир Ильич (Новоалександровский р-н), Григорьев Владимир Николаевич, Кулешов Сергей Александрович, Матюхов Сергей Дмитриевич, Медяник Виктор Тимофеевич, Кириленко Федор Зиновьевич (г.Ставрополь), Денисов Юрий Георгиевич, Оселедко Сергей Михайлович, Перерва Иван Геннадиевич, Ховрин Владимир Иванович (г.Ессентуки), Казаков Сергей Георгиевич (с.Труновское), Колобовников Александр Васильевич (г.Георгиевск), Кузнецов Василий Николаевич (г.Пятигорск), Кулаев Владимир Васильевич (г.Благодарный), Новеньков Александр Владимирович (Изобильненский р-н), Скорняков Анатолий Васильевич (с.Левокумское), Харин Вячеслав Петрович (г.Пятигорск), Яковенко Владимир Васильевич (Ипатовский р-н).28

Силами внутренних войск МВД СССР в мае-июле 1986 г. в сложнейшей радиационной обстановке были завершены работы по оборудованию границ 10 и 30-километровых зон сигнальной системой, организована охрана зоны войсковыми нарядами с максимальным использованием инженерно-технических средств охраны (ИТСО), проложено 218 км грунтовых дорог и подъездных путей.

Службой ГАИ с мая 1986 г. по январь 1988 г. в 30-километровой зоне было осуществлено 17 млн. проверок транспортных средств. В течение 1986-1991гг. ОВД и ВВ МВД СССР под руководством Правительственной комиссии во взаимодействии с Вооружёнными Силами и государственными органами был осуществлен широкий комплекс мер по ликвидации последствий пожара на Чернобыльской АЭС, обеспечению правопорядка и безопасности, режимных и иных функций в зоне отчуждения. Подвиг сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ, погибших при исполнении служебных обязанностей, увековечен в мемориальном комплексе на Митинском кладбище в г. Москве.

Очередной политико-экономической кампанией руководства страны становится попытка наведения порядка на производстве и принятие с этой целью 15 мая 1986 г. Постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». Однако стремление более активно использовать экономические стимулы выливается в принятие противоположных решений. Так, 14 августа 1986 г. было принято Постановление Совмина СССР, разрешавшее организацию кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья при местных Советах. Постановлением от 19 августа того же года 20 министерств и около 60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок.

19 ноября 1986 г. был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешавший, по сути, частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986 г. было разработано, а 13 января 1987 г. принято Постановление, касающееся создания и деятельности на территории СССР совместных предприятий. Все эти шаги были в сторону рыночной экономики, ограничения вмешательства государства в деятельность предприятий. Вместе с тем, при полном отсутствии нормативной базы, органы внутренних дел обязаны были контролировать положение дел в данной сфере.

          30 июля 1986 г. был утвержден план основных мероприятий УВД Ставропольского крайисполкома по исполнению Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов». Ввиду непродуманности самого Постановления руководству УВД приходится расписывать план мероприятий с обозначением в нем таких пунктов как «Участие в общественных дискуссиях, организуемых на собраниях партийного актива, совещаниях руководителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных организаций по введению в действие Постановления».

Несмотря на сворачивание антиалкогольной кампании, 12 октября 1988 г., ЦК КПСС вновь принял Постановление, в котором отмечалось снижение активности органов МВД в борьбе с этим социальным пороком, в результате чего в 66 республиках, краях и областях увеличился уровень «пьяной» преступности. Ослабление антиалкогольной борьбы объяснялось в нем тем, что в ряде регионов к ней подошли не как к стратегической, рассчитанной на длительную перспективу линии работы, а как к просто очередной кампании. Явно непродуманно и поспешно были ликвидированы медицинские вытрезвители, сокращены до минимума их штаты. Была ослаблена работа лечебно-трудовых профилакториев. К началу 1989 г. около 50 тыс. мест в них оказались незаполненными.27

Некоторые положительные результаты в экономике в первый год перестройки, не привели к ускорению. В январе 1987 г. на очередном пленуме ЦК КПССС М.С.Горбачев изложил новую стратегию реформ. Вместо «ускорения» выдвигалась задача коренной перестройки общественного строя. Все чаще наряду с «перестройкой» употребляется термин «демократизация». Появляется лозунг «Больше демократии».

В последующие годы дальнейшее обрушение экономики приводит, с одной стороны, к либерализации отношения к частным предпринимателям - «кооператорам», а с другой – к мерам по ужесточению контроля за сферой производства. 25 декабря 1987 г. на Коллегии, при подведении итогов работы органов внутренних дел по обеспечению сохранности мясной и винно-водочной продукции на объектах мясоперерабатывающей и пищевой промышленности агропрома края, было отмечено, что «…выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 мая 1986г. № 575 «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» и указание МВД СССР № 5/26 от 16.02.87г. «О мерах по обеспечению сохранности мясной и винно-водочной продукции на объектах мясоперерабатывающей и пищевой промышленности Госагропрома СССР»,  Управлением внутренних дел крайисполкома совместно с краевым агропромышленным комитетом была организована и проведена комплексная операция «Заслон-87». В ходе проведения операции проверке было подвергнуто 129 приятий, проведено 2031 рейдов, проверок, обследований. В них приняло участие 5440 человек, в том числе: 2870 сотрудников органа внутренних дел, 590 представителей АПК и 1070 представителей общественности. В ходе отработки намеченных мероприятий было предотвращено 186 фактов хищения мясной и винно-водочной продукции на 15 тысяч 290 руб., выявлен 751 факт хищений на сумму 136 950 руб. Возбуждено 330 уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлечено 338 человек».28

В «Справкео состоянии борьбы с нетрудовыми доходами и мерах по ее активизации» по итогам первого полугодия 1987 г., представленной на Коллегии, отмечалось, что оперативная обстановка, складывающаяся в крае, характеризуется распространением хищений социалистической собственности, спекуляции, взяточничества и других должностных и хозяйственных преступлений, позволяющих извлекать нетрудовые доходы в особо крупных размерах. Всего за год в крае (по всем линиям) было зарегистрировано 8,5 тысяч корыстных преступлений, в совершении которых приняло участие 5,3 тысячи человек. Сумма извлечения нетрудовых доходов по делам составила 5,7 мил. руб. По линии БХСС было выявлено 1,9 тысячи корыстных преступлений, в которых участвовало 1,5 тысячи человек. Установленная сумма извлечения нетрудовых доходов составила 3,8 миллиона рублей, в счет возмещения которой у преступников изъято имущества, денег и ценностей на сумму 580,2 тыс. руб.

Продолжились попытки органов внутренних дел края усилить борьбу с корыстными правонарушениями в области кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, в соответствии с принятыми законами «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации». В крае на 1 декабря 1988 г. было зарегистрировано 1925 кооперативов, в том числе действующих - 1239, из них: по производству товаров народного потребления - 376, по оказанию бытовых услуг- 352, в общественном питании - 135, торгово-закупочных- 187, прочих- 189. Число лиц, работающих в кооперативах составило немногим более 15 тыс. чел. Было зарегистрировано также 13153 чел., занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. За год кооперативам было выдано 4 млн. 227 тыс. руб. долговременных ссуд и 1 млн. 854 тыс. руб. краткосрочных ссуд. За 9 месяцев выручка от реализации продукции и оказания услуг населению в кооперативах составила более 57 млн. руб.31 В то же время был отмечен ряд нарушений и преступлений в этой сфере.

Серьезное осложнение оперативной обстановки в стране к середине 80-х гг., новые тенденции в криминальной сфере (проявления групповой и организованной преступности, рост наркомании и др.), потребовали должного противодействия этим негативным явлениям. Однако органы внутренних дел, оказались не способны противостоять набирающему силу криминалитету, активно бороться с ним.

Руководство страны все явственнее осознавало, что организация и уровень работы органов внутренних дел не соответствуют требованиям времени, начавшейся в 1985 г. перестройке с ее реформами в общественном и государственном строе.

Новому руководству министерства пришлось, в соответствии с динамикой преступности в стране, создавать новые службы и подразделения внутренних дел, реорганизовывать существующие, приспосабливая ведомство к быстро меняющимся реалиям жизни в стране.

К примеру, в конце 1985 г. в составе уголовно-розыскной службы министерств и управлений внутренних дел образуются отделения (группы) по борьбе с проявлениями групповой преступности. Одновременно в структуре одного из отделов Главного управления уголовного розыска МВД СССР создается соответствующее отделение. В ноябре 1988 г. в МВД СССР появляется Управление по борьбе с организованной преступностью.

В связи с заметным ростом в стране наркомании и увеличением числа преступлений, связанных с ней, принимаются меры по укреплению в центре и на местах специализированных подразделений уголовного розыска по борьбе с этим явлением. Отдел по борьбе с наркоманией Главного управления уголовного розыска МВД СССР в 1989 г. преобразуется в Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В 1990 г. на его базе будет создано самостоятельное Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР.

Органы внутренних дел в конце восьмидесятых - начале девяностых годов сталкиваются с новыми реалиями времени, с распространением СПИД среди обслуживаемых контингентов. Не обошли эти проблемы и УВД Ставропольского края. В январе 1989 г. был рассмотрен вопрос о проделанной за десять лет работе и заслушаны руководители Буденновского, Промышленного, Кисловодского, Георгиевского ОВД по объективной отчетности по выявлению лиц, относящихся к группам «повышенного риска». Из подготовленной справки узнаем, что по состоянию на 1.01.1988 г. в ГРОВД края на учете состояло 2302 лица «повышенного риска», из них 19 проституток, 197 гомосексуалистов, 462 наркомана, употребляющих наркотики путем инъекций и 1624 венерических больных граждан, а уже в 1 квартале 1988 г. на учете состояло 2537 лица «повышенного риска», из них 23 проститутки, 226 гомосексуалистов, 540 наркоманов, 1748 граждан с венерическими заболеваниями. В то время списки на данную категорию лиц направлялись в местные органы здравоохранения для последующего их освидетельствования на предмет заболевания СПИД.32

В декабре 1988 г. страшное по силе землетрясение разрушило города Ленинакан, Спитак, другие населенные пункты Армении. На помощь пострадавшим пришла вся страна, а раньше всех – милиция и воины внутренних войск. Газета «Правда» 9 декабря 1988г. сообщила: «Как всегда в лихой час стихии, первыми вступили в спасательные работы воины внутренних войск МВД СССР и Советской армии».33 Обстановка осложнялась тем, что землетрясение пришлось на районы, где существовали межнациональные конфликты.

Как свидетельствует бывший сотрудник ГУООП МВД СССР, полковник милиции В.В. Баркун, неоднократно бывавший в Закавказье: «...в Азербайджане проживало 700 тысяч армян, а в Армении 300 тысяч азербайджанцев. События в Армении и Азербайджане развивались стремительно. На почве разжигания национальной розни в г. Сумгаите Азербайджанской ССР были учинены погромы домов армянских жителей, повлекшие человеческие жертвы, насилие и издевательства. Моментально в Карабахе также были учинены такие же действия над азербайджанцами.

Конфликт быстро расширялся и привел к тяжелым трагическим последствиям. Начался процесс вынужденной миграции азербайджанцев из Армении и наоборот. В Армении, в плодородной Араратской долине, проживало 300 тысяч азербайджанцев, которые работали в колхозах и совхозах и снабжали сельхозпродуктами г. Ереван. В г. Баку проживало 700 тысяч армян, которые трудились в различных отраслях народного хозяйства. И те, и другие в основном бросали свое жилье, имущество и уезжали на историческую родину».34

Задачей милиции и внутренних войск первоначально было обеспечить безопасность переселения. Для решения поставленных задач были сосредоточены силы военнослужащих внутренних войск и курсантов школ милиции.

В декабре 1988 г., в связи с участившимися погромами, на территории Армении был введен комендантский час. Такие же мероприятия осуществлялись и на территории Азербайджана. В связи с ухудшением оперативной обстановки, 4 декабря 1988 г., в Ереван спецрейсом вылетела большая группа ответственных работников МВД СССР во главе с первым заместителем министра генерал-полковником Василием Петровичем Трушиным.35

Начало землетрясения, уже упоминаемый В.В.Баркун, описывает так: «7 декабря 1988 г., ближе к полудню, я прибыл в гостиницу «Кировакан», где остановился на 4-м этаже, с целью сменить милицейскую форму на штатское платье. Так требовали оперативные задачи. Около 12 часов я вдруг услышал глухой гул, напоминающий отдаленную артиллерийскую канонаду. Потом раздался удар, и по стенам побежали трещины, на меня посыпалась штукатурка, и все здание затрясло. Я от неожиданности оцепенел и, выглянув в окно, увидел, как стоящий чуть ниже жилой дом начал разрушаться. Я тогда сообразил, что происходит землетрясение. В таких случаях нужно быстро эвакуироваться из здания. Выглянув из двери номера, я увидел кучу песка, штукатурки и дыру в крыше гостиницы. На счастье, лестница уцелела, и я вышел вместе с другими постояльцами на улицу. Творилось что-то невообразимое. Люди, как сумасшедшие, бегали и кричали. И, в частности о том, что азербайджанцы взорвали атомную бомбу. Я обошел гостиницу вокруг и увидел, что одна из боковых стен отошла от корпуса, образовав трещину. Если бы подземный толчок был на полбалла больше, то все мы были бы похоронены под обломками. Через полчаса за мной приехали мои сотрудники, и мы убыли в горотдел милиции. Его новое трехэтажное здание выдержало удар стихии, но связь и электричество отключились. Мы стали собирать информацию о происшедшей беде. В связи с тем, что по поступившим сведениям сильно пострадал г. Спитак, я направил туда группу сотрудников. Вернувшись через несколько часов, они доложили, что от живописного городка с 30-ю тысячами жителей, остались груды развалин. На него пришелся главный удар стихии силой, как позже определили специалисты, в 9 баллов. В г. Кировакане землетрясение было силой около 7 баллов. Он пострадал меньше, хотя были повреждены сотни зданий».

Уже на следующий день вовсю развернулись спасательные работы. На место стихийного бедствия были переброшены военнослужащие, части внутренних войск, курсанты милицейских школ. Работы возглавил председатель Совета Министров СССР Николай Иванович Рыжков, который был наделен чрезвычайными полномочиями. Сильно пострадал еще один крупный город - Ленинакан, а также сельскохозяйственные фермы, крупнейшая в республике птицефабрика, расположенная около Спитака.

Перед органами МВД стояла задача в этих условиях организовать в районах бедствия охрану государственных предприятий, магазинов, имущества граждан, а также пресекать мародерство и другие правонарушения. На решения ее были брошены немалые силы. Обстановку удалось удерживать, обошлось без крупных происшествий.

Спитакская катастрофа унесла жизни свыше 25 тыс. чел. Около 100 тыс. чел. были ранены.

Уже 14 ноября, в числе самых первых, на место катастрофы прибыл сводный отряд УВД Ставропольского крайисполкома в количестве 50 человек. Место дислокации - районный центр Амассия Армянской ССР. Этот район расположен в 2,5 тысячах метров над уровнем моря высоко в горах. Среди местного населения этот район называется «армянской Сибирью», за суровый климат. Учитывая то, что многие сотрудники милиции погибли во время землетрясения, а также, что из 35 сотрудников местного отдела милиции 23 были азербайджанцы, покинувшие службу, отдел внутренних дел оказался неработоспособным. Охрану общественного порядка в районе взял на себя прибывший сводный отряд милиции из Ставропольского края. В числе прибывших были наиболее опытные сотрудники практически из всех органов и подразделений внутренних дел края. Руководил отрядом Николай Яковлевич Фомичев, его заместителем был майор милиции А.Я. Грибенчуков В составе отряда были Лубенцов, Г. И. Годяцкий, Затонский, А.М.Корбской, Ю.П. Широкий, Марков, Микаэлян, Микаян. Прибывший отряд привез с собой практически все средства жизнеобеспечения и врача. На горных дорогах со стороны Грузии были выставлены 4 блокпоста, взяты под охрану уцелевшие дома, имущество. Милиционеры помогали местному населению и дислоцировавшимся в районе пограничникам, чем могли. Делились продуктами, палатками, оказывали первую медицинскую помощь, решали хозяйственные вопросы, помогали хоронить людей. Горная дорога, по которой из Ленинакана поступало все необходимое, была разрушена. Связь прервана. Ставропольским милиционерам пришлось пробираться в Ереван  через горный перевал за бензином.

Впоследствии пришлось обеспечивать работу комиссии по оценке причиненного ущерба, выборы в местные органы в поселках Мигранат на границе с Турцией, Айкован, Байтар, Миграшат, Ениел, Кюзикян, Келли, задерживать мародеров, вывозивших имущество, скот, уголь.

Гражданское население оценило добрые дела Ставропольских милиционеров. Семь человек из отряда были представлены к правительственным наградам, а А.Я. Фомичев получил «Орден дружбы народов».

Ставропольские милиционеры еще дважды посылали в Армении свои сводные отряды для помощи в ликвидации землетрясения.

1 апреля 1988 г. открылись Ставропольские Высшие курсы МВД РФ, которые в 1990 г. были преобразованы в Ставропольский факультет Всесоюзной юридической заочной школы, а с 1994 г. – в Ставропольский факультет юридического института МВД РФ, вошедший в 1998 г. в состав Санкт-Петербургского университета МВД. В январе 2000 г. вуз был преобразован в Ставропольский филиал Краснодарского юридического института МВД России.

К началу девяностых годов ХХ столетия политическая система СССР находилась в кризисном состоянии. Ее реформирование привело к общему снижению уровня управляемости социальными процессами. Передачи властных функций от партийных структур советским, которые организационно не были к этому подготовлены, привели к ослаблению централизованного влияния на экономику и политику, межнациональные отношения и социальные процессы в обществе. Историки и современники констатируют повсеместную «эскалацию безнаказанности», которая проявлялась в политике, экономике, во всех сферах хозяйствования, и, конечно, не могла не сказаться на состоянии преступности.

На вторую половину 1980-х гг. приходится и так называемый «рост национального самосознания», появление первых «горячих точек», «тушить» которые отправляются сотрудники МВД. Бесчинства националистов в Сумгаите кровавым эхом отозвались в Баку, Тбилиси, Степанакерте, Сухуми, Владикавказе, в Ферганской области Узбекистана и ряде других мест. Руководство СССР своевременно не приняло оперативных мер к пресечению острых, кровавых конфликтов на межнациональной почве политическими мерами, улучшением экономической ситуации в национальных республиках. «…Костры межнациональных конфликтов, зажженные просчетами и бездеятельностью, пришлось тушить солдатам, сержантам и офицерам внутренних войск и милиции», читаем на страницах газеты «Правда». В связи с кровавыми событиями в Фергане 16 июня 1989 г. в газете находим: «Многие люди всех национальностей встречали здесь внутренние войска как своих освободителей от анархии, разгула массового беззакония. Внутренние войска в сложившейся ситуации стали единственным гарантом жизни народа».36

Взрыв «национальной бомбы», стал наиболее ощутим в начале 1990-х гг. Национализм выступал как мощное оружие местных элит в их борьбе против союзного «Центра» за контроль над республиканскими ресурсами в ходе грядущей экономической реформы. Все это привело к тому, что в 1988 -1991 гг. кровавые межэтнические конфликты вспыхивали в самых разных частях СССР: в Карабахе и Сумгаите (Азербайджан, 1988г.), в Новом Ургенче (Казахстан, 1989г.), в Фергане (Узбекистан, 1989г.), в Кишиневе (Молдавия, 1989г.), в Сухуми (Абхазия, 1989г.), Баку (Азербайджан, 1990г.), в Цхинвале (Южная Осетия, 1990г.). Если в 1989 г. в них погиб 221 чел., то только за шесть месяцев 1990 г. - уже 632 чел. К этому времени было совершено 4648 погромов, более 600 тыс. человек стали беженцами в собственной стране. Межэтническая нестабильность все чаще становилась мотивом эмиграции из СССР.37

Национальные проблемы стали предметом всестороннего обсуждения на пленуме ЦК КПСС лишь в сентябре 1989 г., однако принятый в итоге документ «О национальной политике партии в современных условиях» не содержал практически никаких новых подходов в решении реальных проблем, а только усугубил существующую ситуацию. Попытка в мае 1990 г. Верховного Совета СССР принятием ряда законов урегулировать межнациональные и федеративные отношения успехом не увенчалась.

Для работы в «горячих точках», усиления борьбы с правонарушителями, захвата вооруженных преступников, освобождения заложников и пресечения массовых беспорядков создаются отряды милиции особого назначения (ОМОН).

В 1988 г. в соответствии с приказом МВД СССР от 03 октября 1988 г. № 0206 в 3 республиках бывшего СССР (Белоруссии, Украине, Казахстане) и 14 регионах РСФСР (МВД Башкирской АССР, УВД Краснодарского, Красноярского крайисполкомов, УВД Ворнежского, Иркутского, Куйбышевского (Самарского), Новосибирского, Пермского, Ростовского, Свердловского (Екатеринбургского), Челябинского облисполкомов, ГУВД Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Леноблгорисполкомов (города Санкт-Петербурга и Ленинградской области) были организованы первые отряды ОМОН.

ОМОН – специальное самостоятельное подразделение милиции общественной безопасности (МОБ), создаются в административных центрах субъектов Российской Федерации и городах с населением свыше 200 тыс. человек, на транспортных узлах с наиболее неблагоприятной оперативной обстановкой. Общее руководство ОМОН осуществляет министр внутренних дел РФ с возложением соответствующих полномочий на заместителя министра, курирующего МОБ, непосредственное руководство на местах - заместитель начальника ГУВД субъекта  Российской Федерации - кураторов МОБ.

Основными задачами ОМОН стали обеспечение правопорядка и общественной безопасности, участие в раскрытии преступлений в обычных условиях, участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, а также чрезвычайных событий криминогенного характера, участие в мероприятиях, проводимых в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.

ОМОН привлекается к проведению специальных операций по пресечению актов терроризма и деятельности вооруженных преступных групп, освобождению заложников, изъятию незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических веществ, обезвреживанию незаконных вооруженных формирований, силовому прикрытию постов дорожно-постовой службы, оперативных групп криминальной милиции и других служб органов внутренних дел.

Рост преступности и начавшийся отток из органов внутренних дел наиболее квалифицированных кадров привели к значительному увеличению числа нераскрытых преступлений. В 1988 г. по стране их насчитывалось 463 тысячи (в том числе 1558 убийств), тогда как в 1987 г. в стране нераскрытыми остались 304 тыс. преступлений. В целом по стране к 1989 г. суммарный остаток уголовных дел по нераскрытым преступлениям исчислялся 2 миллионами. Подводя на Коллегии МВД СССР, 10 февраля 1990 г., итоги работы министерства за минувший год, министр внутренних дел признал: «Наша ни с чем не сравнимая ответственность вытекает из той беспрецедентной ситуации в правоохранительной сфере, которую мы допустили в 1989 г. Никак, кроме как глубоким провалом всей правоохранительной системы страны, и прежде всего МВД СССР, в борьбе с преступностью, в борьбе за общественный порядок и за обеспечение общественной и государственной безопасности, мы свою работу охарактеризовать не можем... иные оценки для системы в целом будут безнравственны... результаты говорят сами за себя».38

Попыткой стабилизировать ситуацию стало принятие Постановления Верховного Совета СССР «О решительном усилении борьбы с преступностью» и последовавшего вслед за ним решения коллегии МВД СССР от 5 августа 1989г. по этому же вопросу. Именно тогда широко разрешается применение милицией спецсредств в повседневной деятельности. Резиновые палки, получившие в народе название «демократизатор», наручники и «Черемуха» становятся привычным милицейским атрибутом.

Решением коллегии УВД края разрешалось, в зависимости от оперативной обстановки, устанавливать порядок обязательного экипирования работников патрульно-постовой службы и участковых инспекторов милиции табельным оружием, резиновыми палками установленного образца (при наличии) и спецсредствами «Черемуха», правда, оговаривая при этом, что личному составу необходимо «…ещё раз разъяснить порядок применения спецсредств в строгом соответствии с инструкцией, объявленной приказом МВД СССР от 6 июня 1989 г, № 127». Впервые с послевоенного времени в крае разрешена при необходимости выдача табельного оружия всему оперативно-начальствующему составу аппаратов УВД СК, УВД КЧАО, УВД на КМВ, горрайорганов внутренних дел, привлекаемому к охране общественного порядка.39

25января 1990 г. руководством УВД края, при подведении итогов оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел края в 1989 г. была выражена серьезная озабоченность состояньем правопорядка в крае и констатировано, что оценки, сделанные по итогам работы за 1989 г., об изменениях в динамике и структуре преступности говорят о малоэффективности принимаемых органами внутренних дел края оперативно-профилактических мер в деле положительного воздействия на правоохранительную ситуацию.

По сравнению с 1980 г. число зарегистрированных преступлений по линии уголовного розыска увеличилось на 57,1 %, а по отношению к 1988 г. - на 30,3 %, в том числе категории тяжких - на 34,9 %. Пристального внимания требовал и рост преступности среди несовершеннолетних. Всё большее число несовершеннолетних втягивалось в преступные группировки. Просматривалось активное внедрение в их среду рецидивистов, которые зачастую становились главарями молодежных групп, усиливая агрессивность и жестокость их поведения.  Только за 7 месяцев 1988 г. ими было совершено 1295 преступлений, в том числе уголовного характера - 1235. Групповая преступность подростков превысила общую на 39 %. В 1989 г. рост подростковой преступности был отмечен в 30 городах и районах края.

Особенно неблагополучная оперативная обстановка сложилась в 1989 г. в Андроповском, Благодарненском, Изобильненском, Ипатовском, Красногвардейском, Новоселицком, Петровском, Туркменском, Шпаковском, Минераловодском, Карачаевском, Зеленчукском, Мало-Карачаевском, Урупском и Октябрьском районе г.Ставрополя, а также в целом по региону Кавминвод и на территории КЧАО. В основном рост преступных проявлений был обусловлен всё возрастающими темпами имущественных посягательств, удельный вес которых составил 68,5 %, что означало 90 %  прироста уголовной преступности. Возникла опасная тенденция активного противодействия органам внутренних дел со стороны антиобщественного элемента. В два с лишним раза увеличилось количество случаев противоправных сопротивлений и неповиновений работникам милиции.40

Остро стояла проблема борьбы с наркоманией, особенно в молодежной среде, не было получено высокой отдачи от службы участковых инспекторов милиции. Оставались нераскрытыми 55,7% всех неочевидных преступлений по линии уголовного розыска, их остаток увеличился в 2 раза, в крае остались нераскрытыми более 34 % тяжких преступлений, ухудшился розыск преступников, скрывшихся от следствия и суда. По краю оставались неразысканными 249 человек, пропавших без вести, в том числе 74 женщины и 35 несовершеннолетних. Каждое четвертое расследованное преступление по линии уголовного розыска в крае являлось групповым.

Усилилась напряженность в исправительно-трудовых учреждениях, возросла роль и значение авторитетов преступного мира, содержащихся в местах лишения свободы, увеличилось число насилий над представителями администрации ИТУ, групповых преступлений и т.д. (в течение 1989 г. рассматривался факт ЧП по групповому бегству заключенных через рекордный по протяженности подкоп - 30 метров и глубиной от 1,5 до 4 метров.)41

Практически во всех городах и районах края был отмечен рост аварийности на дорогах края. Снизилась боеготовность объектовых пожарных формирований, добровольных пожарных дружин. Ежегодно увеличивался материальный ущерб от огня. Таковы были неутешительные итоги последнего года десятилетия.

В дополнение к социальным волнениям в 1989 г. негативные тенденции в экономике страны и края приобретают необратимый характер. Эскалация безнаказанности в экономике и межнациональных отношениях стала определяющим фактором в жизни страны и ее правоохранительных органов.

К сожалению, к началу 90-х г.г. XX века милиция края, как и всей России, оказалась не готовой к адекватному решению назревших проблем. Было размыто ее профессиональное ядро, количественно не хватало личного состава для качественного исполнения всех тех видов деятельности и задач, которые были поставлены временем, отставало материально-техническое обеспечение, в том числе вооружением, спецсредствами, транспортом и связью.


Примечания к главе 18 «Органы внутренних дел края в восьмидесятые годы ХХ века»

1. Гордон Л.А. Клопов Э.В. Потери обретения 90-х. в 2-х т. М. 2000.

2.Глазьев С.А., Кара - Мурза С.Г., Батчиков С.А. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991 - 2001гг. М. 2003.

3. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М. 1987.

4. Российский статистический ежегодник. - 1985. М. 1994.

5. Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М. 2001.

6. Книга памяти сотрудников органов внутренних дел Ставропольского края, погибших при исполнении служебных обязанностей в мирное и военное время 1918 - 2001 годы. Сост. В.Акинин. Ставрополь. 2001.

7. Ставропольская правда. 29 августа 1980 г.

8. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1980 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 74. Л.л. 46-47.

9.Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1980 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 1, арх. № 74. Л.л. 269-270.

10. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1980 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 2, арх. № 74. Л.л.85 - 86.

11. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1981 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 118. Л.л. 24 - 26.

12. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1980 г. - опись № 1, фонд № 39, дело № 021 том 3, арх. № 74. Л.л.257 - 258.

13. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1982г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 121. Л.л.94 - 94.

14. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1982г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 121. Л.л.24 - 32.

15. Министерство внутренних дел 1902 - 2002. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

16. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1983 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 122. Л.л. 1 - 5.

17. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1983 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 122. Л.л. 10 - 13.

18. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1983 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 122. Л.л. 23-25.

19. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1983 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 122. Л.л.10 - 14.

20.Горбачев М.С. Жизнь и реформы в 2-х кн. М. 1995.

21. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1984 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 123. Л.л. 27 - 29.

22. Россия в XX веке: реформы и революции. В 2 кн. М. 2002.

23. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1985 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 124. Л.л. 27 - 29.

24. А.К.Киселев. Очерки истории ставропольской милиции. Ставрополь. 1999.

25. МВД России. Энциклопедия. Объединенная редакция МВД России. М. 2002.

26. Материалы специальной комиссии ГУВД по работе с сотрудниками и пенсионерами ОВД края - участниками ликвидации Чернобыльской аварии. ООВР УК ГУВД СК.

27. Министерство внутренних дел 1902 - 2002. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

28. Материалы Пенсионного отдела ФЭУ ГУВД СК.

29. МВД России. Энциклопедия. Объединенная редакция МВД России. М. 2002.

30. Там же.

31. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1987 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 127. Л.л. 4 - 10.

32. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1989 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 129. Л.л. 5 - 14.

33. Правда. 9 декабря 1988 г.

34. О времени, о товарищах и о себе. Воспоминания ветеранов службы охраны общественного порядка МВД. «Щит - М». М. 2004.

35. МВД России. Энциклопедия. Объединенная редакция МВД России. М. 2002.

36. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. 2001.

37. Там же.

38. Министерство внутренних дел 1902 - 2002. Исторический очерк. Объединенная редакция МВД России. М. 2004.

39. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1989 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 129. Л. 7-10.

40. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1990 г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 130. Л.л. 5-15.

41. Архив ГУВД СК. Материалы коллегий УВД. 1990г. - опись № 2, фонд № 39, дело № 021, арх. № 130. Л.18.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России