Глава 20 Милиция Ставрополья в XXI веке

Уважаемый читатель! Открывая последнюю главу нашей книги, хотелось бы поговорить с ее страниц о будущем органов внутренних дел – о том, что будет делать, чем заниматься и как будет устроена милицейская служба в двадцать первом веке.

Конечно, прогнозы - самый неблагодарный труд. Они редко оправдываются и еще реже сбываются. Тем не менее, на сегодня современной наукой накоплен ряд наблюдений и обобщений по характеру деятельности милиции России и полиции зарубежных стран, которые могли бы стать основой данного разговора.

Да, целые научно - исследовательские коллективы, академии и институты ведут разработки по проблемам правоохранительной деятельности, ее истории, современного состояния, анализу различных проблем милицейской работы, в том числе проблем кадровых, технических, социальных и т.д. с целью прогнозирования ситуации в стране и роли силовых структур на разных этапах развития государства. В последнем десятилетии вышел ряд научных и научно - исследовательских работ по проблемам развития полиции за рубежом.

К сожалению, учесть абсолютно все факторы – объективные, субъективные, экономические и политические очень и очень непросто. Предыдущие главы нашей книги - наглядное тому подтверждение. Никто не мог предвидеть именно такое развитие общества России, которое привело к потрясениям и революциям двадцатого века, а уж конкретные формы общественного устройства - тем более. Но наша задача немного проще - поговорить о том, что остается неизменным в нашей работе. Неизменным остается определение милицейской (полицейской) службы, оно, согласно современным определениям, - это «силовой» компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций.

В демократических государствах полиция определяется как одно из звеньев исполнительной власти, которое призвано обеспечить реализацию законов, относящихся к сфере ее деятельности, и решение задач правосудия. Как высказался аргентинский политик Г. Мариньон, полиция к настоящему времени «воистину стала одним из краеугольных камней государства. Глобальную силу каждой страны можно измерить по возможностям ее полиции. Государство будущего можно представить в мечтах без армии, но с полицией еще более мощной, чем нынешняя».

При этом законодатели демократических стран, стремятся избежать какого-либо преувеличения полиции как некоего «силового» механизма. Вместе с тем, располагая всеми необходимыми средствами и навыками применения насильственных мер для поддержания установленного правопорядка, она объективно играет роль «силового» гаранта функционирования всей властной системы.

Именно на такие цели и задачи ряд последних лет нас нацеливает руководство страны, прежде всего - Президент России В.В. Путин в своих ежегодных обращениях к Федеральному Собранию, особо подчеркивая то, что в современном цивилизованном демократическом обществе служба в силовых структурах является весьма уважаемой профессией и очень сложным видом деятельности. Она требует огромной ответственности, интеллекта, силы характера, смелости, но, прежде всего, подлинного желания служить гражданам в интересах личности, государства и общества в целом.

Прозвучавшая идея об улучшении качества жизни россиян относится и к милицейской службе, ввиду того, что мы должны улучшать качество жизни граждан, применяя, когда это необходимо, достаточные силовые средства и методы; уметь распознать ситуации, когда следует применить неформальное принуждение в виде совета или предостережения вместо ареста или преследования; всегда действовать без предубеждений, с сочувствием и в соответствии с самыми высокими, насколько это возможно, этическими стандартами.

Несмотря на то, что непростое нынешнее время диктует и те непростые условия, в которых мы действуем, эпиграфом к данной главе могли бы стать слова одного из наиболее видных руководителей полиции Англии Роберта Марка: «Полицейская функция, которой мы с вами себя посвятили, возможно, одна из самых достойных и благородных функций в свободном обществе. Мы с вами представляем власть через согласие, а не через насилие». Другими словами, в новом веке силовикам России все же предстоит освоить и претворить в жизнь ту концепцию милицейской службы, на реализацию которой были нацелены 50 последних лет развития полиции стран зарубежья и суть которой в том, что полиция должна охранять общественный порядок таким образом, как желает того само охраняемое общество.

Сегодня мы лишь начинаем всерьез задумываться о важности нравственных отношений, которые должны связывать представителей власти и населения. Эта поддержка нуждается в обеспечении хорошего контакта с гражданами и прямых методов сотрудничества. Такая форма осуществления  деятельности требует особой организации милиции, а также современного подхода к обучению милицейских кадров.

Развивая мысль о служении милиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами, можно утверждать, что на Западе полиция из карательной силовой структуры практически везде превратилась в повседневную круглосуточную сервисную службу с широким спектром социальных услуг, где «общество - это покупатель, а полицейское подразделение - это продавец своей полицейской услуги».

Общественная направленность службы - это основная цель развития милиции в наступившем веке. И мы должны стремиться к тому, что более 80% служебного времени сотрудника должна будет составляет помощь гражданам в решении различных проблем, в том числе скорой медицинской и психологической помощи, поиску потерявшихся людей, помощь автомобилистам, попавшим в трудную дорожную ситуацию, и даже спасение животных. Кроме того, традиционное поддержание милицией общественного порядка должно будет включать в себя вмешательство и посредничество в семейных и бытовых конфликтах, обеспечение транспортного движения, контроль за уровнем шума, удаление нарушителей порядка из общественных мест, поддержание там спокойствия.

Именно это социальное начало в деятельности органов внутренних дел уже сейчас требует соответствующей профессиональной подготовки сотрудников, в т.ч. психологических знаний.

Традиционные прогнозы развития любой службы, рода или вида деятельности включают в себя несколько факторов - научно-технический уровень развития, материальную базу, уровень развития систем информации и связи, и, конечно же, уровень развития и взаимодействия человеческой составляющей, «человеческого фактора», тех людей, которые и составляют службу - их образовательный, профессиональный, этический, нравственный уровень, гордость своей профессией, преданность своему делу. Огромную важность имеет также оценка обществом нужности и важности той работы, которую они делают, - говоря языком науки, - уровень социального престижа профессии.

Несомненно, новую значимость в наступившем веке приобретает и осознание новых целей и задач развития службы руководителями и готовность руководителя претворять в жизнь эти задачи. Самое болезненное - это смена поколений. Переход от одной системы мышления к другой не может пройти гладко и безболезненно. Меняется традиция, меняется отношение к использованию научных и технических достижений в милицейской работе, меняется подход к персоналу и населению.

Из предыдущих глав мы видим таковой переход, который совершался при переходе от одной исторической эпохи к другой - функции полиции и милиции менялись вместе с изменением общества - от дореволюционных функций сдерживания - к функциям сугубо карательным во время революции, затем к функциям подавления, профилактики в послевоенное время, и т.д.

По каждой из этих тенденций написана не одна научно-исследовательская работа, и полное раскрытие их содержания потребовало бы солидного многостраничного исследования.

Остановимся на том, что в новом веке останется, скорее всего, без изменений - на традиционном предназначении милиции как организации по претворению в жизнь законов, предупреждению и пресечению преступности, охране общественного порядка. Ведь когда произносят слово «милиция», подразумевается прежде всего борьба с преступностью. И, по всей видимости, главные приоритеты, служащих милиции и полиции всех современных государств, останутся неизменны - это борьба с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и распространением наркотиков.

Именно поэтому милиционер нового века должен будет обладать самыми разнообразными знаниями и умениями: знать законодательство; уметь управлять различными автосредствами; прекрасно владеть огнестрельным оружием; разбираться в компьютерах и других технических средствах; уметь производить спасательные операции на воде и на суше; принимать роды; унимать страсти болельщиков; вести переговоры в случае захвата заложников; владеть культурой межнациональных отношений с мигрантами и этническими меньшинствами.

Отсюда вывод, что качественное образование сотрудников, уже сегодня стало необходимым условием успешности и процветания правоохранительных органов, соответствующих запросам и дерзким вызовам XXI века.

Оставляя для последующего анализа «человеческий фактор» будущей милицейской службы, хотелось бы немного остановиться на прогнозе вооруженности и технического оснащения милиции нового века.

Те тенденции, которые наблюдаем мы в новом, высокотехнологичном мире, готовят милицию нового века к работе в сфере высоких технологий - прежде всего, использованию в своей деятельности качественно новых технических средств. В области поддержания общественного порядка - различных средств видеонаблюдения и индентификации.

Несомненно, в новом веке будет расти удельный вес централизованных комплексов видеонаблюдения за скоплениями людей, перекрестками и основными автомагистралями, появятся новые программные продукты, позволяющие доверить электронике отбор, сличение, сопоставление информации с целью выявления и задержания разыскиваемых и подозреваемых. Более широкое использование компьютерных технологий позволит достичь расширения информированности органов внутренних дел о состоянии законности в различных местах населенных пунктов, сберечь личный состав, не только расследовать и раскрывать преступления, но и обеспечить, прежде всего, их профилактику.

Изменения нормативной, законодательной базы работы милиции в связи с использованием высоких технологий также станут неизбежны. Противоречие между правоприменительной и правоохранительной деятельностью и уголовным, административным, уголовно-процессуальным кодексами, несомненно, нужно будет устранять. И наш прогноз в этом направлении достаточно благоприятен - с укреплением власти в России будет укрепляться и совершенствоваться законодательство страны.

Конечно же, в деятельности органов внутренних дел Ставрополья, как и всей нашей страны, в новом веке будут выстраиваться не только новые связи между службами милиции, между правоохранительными ведомствами страны, но и другие, логически обоснованные связи - «цепочки». Ведь каждый новый вид преступлений потребует новой информационной базы, связанной с ним, а затем и новых способов его расследования и раскрытия.

К примеру, наступившее свободное передвижение населения России по странам мира с коммерческими, туристическими, культурными целями, конечно же, в новом веке будет все дальше развиваться, что вызовет возрастающий обмен информацией как между странами, так и между полицейскими ведомствами, а значит, повлечет за собой новый уровень в законодательной и практической деятельности по раскрытию международных преступлений.

Прогнозируемая в наступившем веке все большая глобализация экономических и политических отношений между странами, уже сейчас вызвала необходимость в глобализации полицейской деятельности, связанной с использованием компьютерной информации о гражданах той или иной страны, в сборе, хранении и использовании информации не только об адресе места жительства гражданина, его автотранспорте, имуществе, отпечатках пальцев, но и о других способах индентификации личности. И процесс накопления и обмена такой информацией с целью профилактики и раскрытия преступлений будет расширен. Причиной такого расширения становится не столько желание государств ограничить права и свободы своих граждан, сколько основной принцип правосудия - принцип неотвратимости наказания совершившего преступление.

Достаточно легко прогнозируема и ситуация в области проведения специальных милицейских экспертиз, их усложнения и повышения достоверности результатов - от дактилоскопии к анализу ДНК, спектральному анализу и т.д. с использованием новых возможностей и достижений физики, химии, других точных наук.

По всей видимости, среди приоритетных направлений оперативно-служебной и служебно - боевой деятельности органов внутренних дел нашего края и в новом веке останутся борьба с терроризмом, розыск лидеров и активных участников незаконных вооруженных формирований, выявление и пресечение каналов их финансирования; противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотиков; организация раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений; борьба с организованной и экономической преступностью, коррупцией и взяточничеством в органах власти; обеспечение общественной безопасности граждан, их прав и законных интересов, правопорядка и законности; совершенствование профилактики правонарушений, повышение эффективности охраны общественного порядка в городах и населенных пунктах края; совершенствование управленческой деятельности, укрепление учетно-регистрационной дисциплины; повышение эффективности кадрового обеспечения подразделений и органов внутренних дел края, повышение профессионального уровня  сотрудников.

И говоря именно о важней составляющей нашего прогноза о будущем милиции в XXI веке, хотелось бы отдельно остановиться на ее профессионализме.

Исходя из того, что правоохранительная деятельность имеет свою специфику и особые задачи, во всех странах существует ряд профессиональных требований, которым должны отвечать кандидаты на работу в милиции. К настоящему времени у нас и за рубежом идет активная отработка технологии отбора кадров с учетом качеств, необходимых для каждой конкретной службы.

С важностью анализа работы сотрудника в связи с новыми, более жесткими требованиями к ним, переходом правоохранительных ведомств к концепции «служения общественности» возрастают значение и необходимость научного подхода к отбору и подготовке персонала, переход от бюрократических методов подбора и подготовки кадров для правоохранительной системы к научным, опирающимся на анализ содержания работы милиционера и полицейского.

Приоритетными задачами по-прежнему остаются такие, как осуществление ареста, расследование преступления и правонарушения, прекращение семейного конфликта, предоставление показаний в суде, действия в критических ситуациях и т.д. Как российские, так и зарубежные исследователи полицейской деятельности сходятся во мнении, что к личностям кандидатов на службу предъявляются повышенные требования, объясняемые широкими полномочиями, которыми наделен сотрудник, а также тем, что от его действий зачастую в немалой степени могут зависеть и свобода личности, и авторитет государства. В демократическом обществе граждане должны быть уверены, что те, кто призван защищать закон, прошли тщательный отбор, соответствуют вполне определенным требованиям, являются носителями этических норм, принятых в данном обществе, и готовы к их соблюдению.

По этому поводу американский исследователь А. Вольмер с иронией сказал: «Граждане считают, что полицейские должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущим Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и, наконец, знанием физических, биологических и общественных наук. Если бы человек обладал всеми этими качествами, он мог бы стать хорошим полицейским».

Конечно же, требованием нового века для поступающих в любую службу и на любую должность в милиции являются и будут оставаться безупречные моральные и этические качества (положительные характеристики и рекомендации, хорошая репутация, отсутствие судимостей и т.д.), что имеет самое непосредственное отношение к исполнению служебных обязанностей. Непременным и первостепенным условием для кандидата на любую должность были и остаются его благонадежность и лояльность режиму. Так, в США при отборе кандидатов на полицейскую службу обязательно опрашиваются соседи и знакомые (как минимум 4 человека), которым задается прямой вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы данный кандидат был Вашим полицейским и доверяете ли Вы ему охрану Вашей безопасности?» Во многих странах проверяются умение кандидата в полицию вести финансовые дела, наличие у него или даже в его семье долгов, участие в рискованном бизнесе.

И в новом веке служба в органах внутренних дел будет накладывать на сотрудников определенные обязательства и ограничения. В связи с этим будут оставаться старые и появятся новые принципы. Среди них принцип подчинения вышестоящему руководителю, невозможность совмещенияслужбы с каким то другим трудом, связанным с извлечение доходов, за исключением работы в сфере науки, искусства и литературы. Однако в наших новых условиях хозяйствования и экономики, по всей видимости, этот принцип будет дополнен тем, что служащие могут быть держателями акций, совладельцами или компаньонами фирм, но лишь в тех случаях, если занятие бизнесом не наносит вреда интересам службы, за чем будет осуществляться постоянный контроль начальства и иными правоохранительными ведомствами. Будет развиваться и принцип личной незаинтересованностизаключающийся в том, что сотруднику органов внутренних дел запрещено проявлять личную заинтересованность в работе каких-либо предприятий, учреждений и организаций, так или иначе подконтрольных органу, где он работает. Служащие не должны принимать подарки и вознаграждения от каких-либо организаций, кроме государственной и региональной администрации, полицейского руководства.

Уже сегодня в ряде стран для поступления в некоторые полицейские службы требуется представить сведения, доказывающие личную незаинтересованность. Например, в Великобритании члены семьи сотрудника полиции, проживающие вместе с ним, не могут получать лицензии на продажу спиртных напитков. Жена полицейского может содержать частный магазин в округе, где он работает, но лишь с согласия его начальника. В Китае лица, связанные супружескими узами, прямыми кровными родственными (в пределах трех поколений), непрямыми родственными связями по линии жены или мужа, не могут занимать должности в одном и том же подразделении, подчиняясь одному и тому же руководителю, не могут находиться в прямом подчинении друг другу. Также в Китае в целях предотвращения протекционизма и круговой поруки на местах на руководящих должностях уездного и нижестоящего уровня не должны находиться уроженцы данной местности.

Конечно, останется в действии принцип неразглашения служебныхсведений,необходимость сохранения в тайне сведений конфиденциального характера, принцип ограничения на участие в политической жизни общества, т.е. запрет сотрудникам состоять в политических партиях и общественных объединениях преследующих политические цели.

Наша профессия «и опасна, и трудна», сопряжена с постоянными стрессовыми ситуациями, физическими и психическими нагрузками, полна опасности и риска. По степени риска и напряженности полицейская деятельность уступает только труду шахтера, опережая журналистов, авиапилотов, водителей автотранспорта, пожарных, врачей, дипломатов, военных и др. Такой же, без всякого сомнения, останется она и в веке наступившем.

Наблюдаем мы и еще одну закономерность в развитии общества в новом веке - в богатых городах Европы, а теперь и России, постоянно увеличивается число иммигрантов из экономически и политически неблагополучных стран. В результате в этих городах происходит острое расслоение населения, увеличивается число разбитых семей, количество бездомных и людей без надежды, растет злоба в среде неудачников, возрастает насильственная преступность. В ближайшем будущем мы должны столкнуться с возрастающими протестами, гражданским неповиновением и насилием. Нерешенные проблемы безработицы, бедности, бездомности будут способствовать социальным беспорядкам, увеличению преступлений, связанных с национальными меньшинствами. Таким образом, задача обеспечения общественного порядка требует от нас высокой физической и морально-психологической подготовленности.

По - прежнему для сотрудника органов внутренних дел определяющими качествами останутся инициативность, ответственность, способность действовать в одиночку в сложных условиях, способность успешно контактировать с представителями различных социальных, культурных и этнических групп, способность быстро вникать в различные задания и ситуации, способность адаптироваться к технологическим изменениям, желание помогать людям в беде, умение понимать других, эмоциональная зрелость, достаточная физическая сила и выносливость.

И самое основное, что должно быть сделано в новом веке милицией края и органами внутренних дел страны - это на основе своего профессионализма и эффективной деятельности создание положительного мнения населения страны о сотруднике органа внутренних дел и о милиции в целом!

Как отмечает ряд российских и зарубежных исследователей, деятельность полиции в демократических государствах, несмотря на имеющие место в полицейских организациях противоречия, случаи коррупции, неоправданного применения насилия, нарушения полицейской законности, в целом оценивается населением весьма положительно. Регулярно проводимые исследовательскими центрами Европейского Сообщества опросы общественного мнения показывают, что полиция неизменно лидирует на шкале доверия граждан (70%), опережая вооруженные силы, телевидение, радио, прессу, парламенты, профсоюзы и даже церковь. По данным социологической службы Гэллопа (США), проводящей ежегодные опросы американских граждан с целью «определения уровня честности и этических стандартов людей в различных сферах занятости», рейтинг полицейских США с 1977 методично поднимался с 37 до 59%. Сразу заметим, что российские органы внутренних дел в этом отношении оказываются в менее выгодном положении. Милиция, несмотря на заметное падение ее социального престижа, которое началось, вероятно, еще в советские времена, и в особенности в эпоху «перестройки», в массовом сознании находится по одну сторону баррикады вместе с населением, а преступность и другие противоправные источники социальной опасности - по другую. И нашей главной задачей в новом веке своей работой, ее эффективностью, преданностью интересам нашей страны и нашего народа не только вернуть, но и упрочить доверие населения к милиции, добиться активного взаимодействия россиян с органами внутренних дел, сохранив и упрочив старый российский лозунг «Честь - в службе!»

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России